/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


Г



ЛАВНЫЕ/КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ ГОРОДОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД - до 1240-х годов. Таблица.



В этой таблице я поместил главные/кафедральные соборы крупнейших городов домонгольской Руси.
Почти все указанные в таблице города являлись главными городами той или иной древнеруской Земли.
Но не все главные соборы крупных древнеруских городов становились кафедральными, так что я отдельно выделил кафедральные соборы буквой (К)

Обратите внимание - подавляющее количество главных церквей древнеруских городов посвящаются Богородице: Рождества, Успения и (один) Благовещения.

Разумеется, сама по себе тема "Кафедральный собор Земли" имеет свои отдельные вопросы, которые я затрагиваю в очень краткой форме - в виде пояснений.

Так, например, интересна тема "Кафедральный собор в Киеве". Софийский собор в Киеве стал кафедральным не только для Киева и Киевской земли, но и главным собором всей Киевской Руси
В доступной мне научной литературе я не нашёл информации, поэтому в значительной мере это моё понимание вопроса.
Крещение киевлян состоялось между 988-991 годами, дата крещения спорная. У меня нет сомнений, что в Киеве к тому времени уже существовала большая христианская община и, вероятно, несколько христианских церквей.
Считается, что с 988 года в Киеве находилась и кафедра митрополита. Таким образом, с 988 года в Киеве должна была быть главная церковь - кафедральный собор. Митрополит должен был регулярно вести церковные службы в уже существующем здании.
Но где находился первый кафедральный собор и кому он был посвящён ?
По мнению украинских специалистов, на исследования которых я опираюсь, в указанный исторический период город Киев занимал территорию "Нижнего города" - современного Подола, смотрите мою главу, посвящённую домонгольскому Киеву:
КИЕВ (до 1240 года)
Так что там, на территории современного Подола, вероятно, и надо искать следы первого кафедрального собора Киева. Ясно, что собор был деревянным и едва ли отличался своими размерами от существующих к тому времени в "Нижнем городе" христианских церквей.
Затем, по мере строительства "Верхнего города", освоения нового городского пространства, кафедральный собор переносят на новое место.
Новым, вторым по порядку киевским кафедральным собором стала Церковь Успения Богородицы, более известная нам как Десятинная церковь.
Строительство церкви шло между 989-996 годами. Церковь сразу же строилась как каменная, что говорит о её статусе. Кроме того, хорошо известно о чрезвычайно высоком для того времени материальном содержании церкви - княжеской десятине, откуда и пошло её второе, более известное название, - Десятиная церковь.
Десятинная церковь, рисунок-реконструкция № 1 (между 989-996 гг.) ;
Десятинная церковь, рисунок-реконструкция № 2;
Затем в истории Киева, я думаю, как отражение новой внешнеполитической ориентации киевской элиты, происходят изменения. Изменения отразились в виде строительства нового, третьего по порядку кафедрального собора Киева и посвящение его Премудрости божией - Софии. Можно предположить, что в основе переориентации лежит установление более тесных связей с Восточной Римской империей (Византия в нашей традиции) и её столицей Константиноплем.
Время строительства Софийского собора и обстоятельства его строительства до сих пор спорны.
Софийский собор в Киеве (1037 (?) -?);
Подводя итог краткой информации можно сказать, что Софийский собор - третий по счёту кафедральный собор Киева.


В Киевской Руси известны три главных/кафедральных собора - "Софии-Премудрости Божьей". Их объединяют два обстоятельства:
Если считать время строительства Софийского собора в Киеве 1037-1040-е годы, то все три собора построены примерно в одно время: 1040-1060-е годы, время жизни одного поколения.
Второе обстоятельство - соборы стоят в городах, контролирующих торговый путь "из варяг в греки": Полоцк-Новгород-Киев.
На Днепре известен ещё один крупный город, контролирующий "путь из варяг в греки," - Смоленск. Но главный собор Смоленска построен почти через 50 лет и посвящается Богоматери, как практически все главные соборы Киевской Руси.


Что касается Ростово-Суздальской земли, то здесь ситуация следующая. Первый и древнейший главный город РСЗ - Ростов (Ростов Великий). Кафедральным собором Ростова является Церковь Успения Богородицы.
Формальное крещение Ростова произошло в 989 году, но в связи с трудностями христианизации языческой окраины Руси первый постоянно проживающий в Ростове епископ появился в 1070-е годы, т.е. через 80 лет после крещения (!). Вероятно, в это же время строится и кафедральная, ещё деревянная церковь в центре Ростова. Затем первенство в РСЗ стал оспаривать Суздаль, со своей главной городской церковью, посвящённой Рождеству Богородицы.
В середине 1170 годов первенство в РСЗ оспаривает Владимир, с главным городским собором Успения Богородицы. Владимир становится главным городом РСЗ, а его кафедральный собор главным собором всей Ростово-Суздальской земли.
Однако в 1215-1220-х годах РСЗ распадается на две земли: Владимирскую (Владимиро-Суздальскую) и Ростовскую. У каждой Земли свой кафедральный собор: Успенский во Владимире и Успенский в Ростове.
В это же время во Владимиро-Суздальской земле набирают силу новые, молодые города-пригороды, ставшие в начале 1240-х годов новыми политическими центрами Владимирской земли.
Москва - кафедральный собор Успения Богоматери;
ПереЯславль-Залесский - кафедральный Спасо-Преображенский собор;
Тверь - каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1285-1290-е годы. Первым кафедральным собором в Твери была, вероятно, ещё деревянная церковь Святых Козьмы и Домиана. В ней в 1271 году похоронили первого собственно тверского князя Ярослава Ярославовича.
Напомню, что родоначальником московских и тверских Рюриковичей был переяславский князь Ярослав Всеволодович. Я думаю, посвящение новостроящегося тверского каменного кафедрального собора Спасу отражала политическую преемственность тверских князей родоначальнику своей династии - переяславскому князю.

До 1240-х годов Псков был пригородом Новгорода. Но Псков не просто один из древнейших, больших городов домонгольской Руси. В начале 1300-х годов Псков получает независимость от Новгорода и становится главным городом новой древнеруской земли. Особенностью Пскова явлется посвящение собора Живоначальной (Святой) Троице - Троицкий собор.
Если мы посмотрим на посвящение кафедральных соборов других древнеруских городов, то увидим, что это явно нетипичный случай.
Почему так случилось ? Думаю, такая необычность кроется в древнейшей истории Пскова.
«ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ»

В этом ряду мы видим ещё два "нетипичных" посвящения главных церквей в древнеруских городах:
Архангела Михаила кафедральный собор в Переяславле Руском.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Чернигове.



Создание HTML-таблиц

ПОСВЯЩЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРАГОРОДЗЕМЛЯГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВАПРИМЕЧАНИЯ
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (Десятинная церковь) (К) КиевКиевская Русь988-991Дата начала строительства собора спорная.
Собор Софии-Премудрости Божьей - Софийский собор (К) КиевКиевская Русь/Киевская земля 1017 (?) или 1037(?) - 1040-е (?)Дата начала строительства спорная. Общее время строительства собора не известно.
Собор Софии-Премудрости Божьей. Софийский собор (К) ПолоцкПолоцкая земля между 1044 -1066В наши дни от первоначального собора остался только фундамент
Церковь Благовещения Девы Марии - Благовещенская церковьВитебскПолоцкая земля XII векВитебск претендовал на статус главного города Полоцкой земли. Статус городского кафедрального собора моя гипотеза.
Собор Софии-Премудрости Божьей. Софийский собор (К) НовгородНовгородская земля 1045 - 1050/52 Дата окончания строительства собора спорная. Обычно встречаются две даты начала строительства
Собор Живоначальной (Святой) Троицы - Троицкий соборПсковНовгородская земля (до начала 1300-х годов) ?Дата строительства первого, ещё деревянного собора не известна. По данным псковских археологов, с 860 по 1044 год (или чуть ранее) на месте древнейшей части Пскова было торгово-ремесленное языческое поселение "с преобладающим скандинавским элементом". Славянским Псков стал после около 1044 года, когда его захватили славяне-кривичи. Не известна и дата строительства первого каменного собора. Возможно, первый каменный собор построили в 1130-е годы смоленские мастера.
Церковь Михаила Архангела - Михайловский собор (К) Переяславль РускийПереяславская земля1089Статус кафедрального собора из информации Музея истории архитектуры Переяслава времён Киевской Руси. Богато украшенный Михайловский собор располагался рядом с епископским двором и находился под покровительством переяславских епископов. В соборе хоронили переяславских князей.
Собор Преображения Господня - Спасо-Преображенский собор (К) ЧерниговЧерниговская земля 1030-1036 (?) - 1050-еДаты строительства спорны. В соборе хоронили черниговских князей.
? Новгород-СеверскийСеверская земля ?Северская земля выделилась из состава Черниговской земли в 1140-1150-х годах.
? (К) ТуровТурово-Пинская земля 1170-еНазвание собора я пока не нашёл. В Турове сохранился фундамент древней церкви, свои фотографии я выложил на страничке, посвящённой Турову, но посвящение этой церкви я не нашёл и при посещении Турова. Не все историки считают, что Турово-Пинская земля выделилась в самостоятельную землю-государство.
? ПинскТурово-Пинская земля ?Название собора я пока не нашёл. Не все историки считают, что Турово-Пинская земля выделилась в самостоятельную землю-государство
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К)СмоленскСмоленская земля 1101
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К)Владимир ВолынскийВолынская земля 1160
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К) ГаличГалицкая земля 1157
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К) РязаньРязанская земля 1237 (?) Первое упоминание в летописи. Одна из двух каменных церквей (Старой) Рязани. Вероятно, первый, ещё деревянный Успенский собор, был построен значительно раньше.
Собор Рождества Богородицы - Рождественский собор (К)МуромМуромская земля ок. 1170 (?) Предполагаемое время строительства церкви. Возможно, построенная около 1170 года церковь была каменной. Но точное сообщение о существовании соборной Рождественской церкви в Муроме позволяет нам говорить только о 1228 годе.
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К) РостовРостово-Суздальская земля 1070-е (?) Дата строительства первого, деревянного собора, не известна. Я предположил, что он был построен во время появления в Ростове своего епископа. Точно известно, что деревянный собор сгорел в 1160 году, а на его месте в 1161 году заложили первый каменный Успенский собор.
Собор Рождества Богородицы - Рождественский соборСуздальРостово-Суздальская земля начало 1100-х Первый каменный собор был построен городской общиной ещё при Владимире Мономахе
Собор Успения Богородицы - Успенский собор (К)Владимир СуздальскийРостово-Суздальская земля 1158—1160 Дата строительства первого каменного собора. Но у меня нет сомнений, что до этого времени существовала деревянная Успенская церковь.