К
иев, "матерь городов руских", величайший город раннего руского средневековья. Никакой другой руский город того времени не мог сравниться в мощи, красоте, богатстве, благородстве с Киевом.
Только побывав в Киеве, только походив пешком по улицам современного Киева, осмотрев киевские музеи, можно увидеть, почувствовать величие домонгольского Киева. Мы советуем вам изучить эту страницу вместе с главой Путешествие по современному Киеву.
Истории домонгольского Киева посвящён огромный объём литературы. Пересказывать его нет ни возможности, ни желания. Наш краткий рассказ о Киеве мы построим исходя из принципа показать через "живые" фотографии, рисунки.
Прежде всего, мы рекомендуем вам внимательно осмотреть диораму "Древний Киев" из Национального музея истории Украины.
Схема-пояснение к диораме Древний Киев;
Общий вид Киева;
Подол;
Город Владимира и город Изяслава;
Город Ярослава;
Копырев конец;
Замковая гора;
Спуск к Днепру;
Кроме этого, предлагаем отдельно посмотреть Схему "Большого Киева";
Теперь кратко про историю домонгольского Киева.
Большинство исследователей относят время возникновения города к концу V века нашей эры - поселение Прага-Корчак. Учёные считают, что это были словене, объединившие райковецкую и пеньковскую славянские культуры.
изделия славян V-VII века;
изделия славян V-VII века;
Киев несомненно считается первым восточнославянским поселением, соответствующий понятию "город". Однако точное место, где начиналась городская жизнь, сегодня не установлено. Это могла быть
(современное название) Замковая гора фото № 1 и фото № 2, а могла быть и Старокиевская гора.
Нет ясности и в том, как развивалась городская жизнь. Пожалуй, все сходятся в том, что нашествие аваров, начавшееся в 560 году, повлияло на жизнь славян в том регионе, в т.ч. и на территории современного Киева.
Другая постоянная угроза, весьма затруднявшая жизнь горожан, - мощные природные геологические процессы сдерживавшие становления города, городской инфраструктуры. Следы природных катаклизмов свидетельствуют о весьма трудном
времени для жизни в районе как Подола, так и на Замковой горе.
на фото справа: современная обложка в древнерусском стиле.
Вероятно, хотя и не достоверно, "Слово.." было написанов Киеве.
Первые достоверные следы жизни на Подоле, "Нижнем городе", датируются археологами в 887 году на глубине 10 метров от поверхности, хотя при современной инфраструктуре исследовать всю территорию Подола уже
никогда не удастся. Следующий культурный слой - в 913 году. А уже в концу X века Подол становится огромным средневековым городом - территория Подола достигает 180 гектаров.
Подол становится основным местом жительства свободного населения: купцов, ремесленников, воинов,
смотрите: Древний Подол - схема и Древний Подол рисунок и Древний Подол - макет.
А как выглядит Подол сегодня, можно узнать на страничке:
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДОЛ.
К этому времени жители Подола научились бороться с природной стихией. Археологи находят сегодня следы сложных гидротехнических сооружений, хотя вплоть до XIX века жители Подола страдали от наводнений Днепра.
До наших дней на Подоле сохранилось древнее известное нам название улицы: Боричев спуск. Исследователи предполагают, что в Подоле существовала Главная улица, которая,
вероятно, частично сохранилась и до наших дней.
С помощью новейших технологий мы можем посмотреть на реконструированную Церковь Успения Богородицы Пирогощи. Примерно так она выглядела в 1132-1136 годах, когда её построили. В 1935 году большевики взорвали церковь, так что сегодня мы можем видеть только реконструкцию.
«Яндекс. Подол. Успенская церковь. 1132-1136 гг. Реконструкция. Современный вид».
Археологические раскопки на Старокиевской горе свидетельствуют о "стерильном слое" , т.е отсутствии повседневной жизни между VI-VII и IX-X вв.
К середине IX века, по неизвестным нам причинам, жизнь на Старокиевской гору затухает. Здесь появляются курганы-некрополи, здесь же стоит и известное по летописям языческое святилище.
Что же касается резиденции киевских князей и их администрации, то существует мнение о том, что ещё княгиня Ольга и Святослав Игоревич жили на Замковой горе - макет
Изменения наступают только в X веке. К этому времени Киев становится центром, опорой княжеской власти, опорой христианизации: фото № 1 и фото № 2.
Для набирающей влияние, силу и авторитет княжеской власти, а так же связанной с ней церкви, требуются новые территории. Такой территорией становится Старокиевская гора, так называемый "Верхний город". Здесь
сносятся курганы-некрополи, уничтожается языческое капище, фактически на пустом месте строятся новые
укреплённые жилые районы для знати, смотрите: город Владимира - рисунок № 1 и Город Владимира и город Изяслава - макет. О современном
облике города Владимира смотрите страницу ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ВЛАДИМИРА.
С помощью Яндекс карты давайте посмотрим на то место, где когда-то стоял терем великого киевского князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, в глубине, стояла "Десятинная церковь". Слева вы видите здание Национального музея истории Украины.
«Яндекс. Старокиевская гора».
Следующий этап строительства на Старокиевской горе, (в Верхнем городе) город Ярослава, строительство Копырева конца.
Историки отмечают и другое интересное явление: до Ярослава Мудрого тенденции в развитии города напоминали тенденции в развитии северо-европейских городов. Во время раскопок в Киеве, относящихся к этому периоду, найдены
многочисленные предметы скандинавского происхождения. А вот после Ярослава Мудрого тенденция в градостроительстве изменилась на византийскую.
В пору своего высшего расцвета, начало XIII века, территория Киева охватывала 380 гектаров, а население составляло около 50 000 человек. Киев был одним из крупнейших городов раннесредневековой Европы.
Но вот что интересно, в доступных мне работах историков я не встречал попыток описать административную систему управления непосредственно городом. Огромный город должен был управляться не только княжеской администрацией,
но и несомненно местными административными структурами. Город просто не мог зависеть от князей и их аппарата управления, т.к. смена князей со всем своим административным аппаратом была непредсказуемой, да и менялись князья
зачастую не по доброй воле.
Распад родовой общины полян на рубеже 1000 годов, а в это время Киев ещё только территория Подола, позволил князьям, (жившим, вероятно, на Замковой горе), перехватить власть в городе и Земле. Затем в городе формируется новая
территориальная община. Впервые выступление городской общины и его главного органа управления - веча - мы видим в событиях 1068 года. В это время Торг, а Торг (торговая площадь) был сосредоточием общественно-политической жизни
киевлян, переносится с Подола на Старокиевскую гору, "Верхний город" - престижную часть Киева, в которой к тому времени жили великий князь, воевода, митрополит, бояре, где стояли почитаемые в Киевской земле Десятинная церковь и
Софийский собор.
События 1113 года окончательно определили власть городской общины, её превосходство над властью великих князей и с этого времени править в Киеве (и Киевской земле) князья могли только по согласованию с городским вече -
летописи прямо говорят об этом факте. К этому времени в Киеве окончательно сформировалась территориальная городская община, заменившая распавшуюся, разложившуюся родовую общину полян. Городская община Киева становится также органом управления всей Киевской землёй.
Мы видим формирование типичного города-государства, "Земли", такого же, как (Великий) Новгород, Смоленск, Полоцк, Ростов (Великий). Вот только в дошедших до нашего времени источниках, в отличие, например, от того же Новгорода, мы не
видим описания механизма управления такой общиной. Источники упоминают о городском вече, о "боярах", о "тысяцких", о "сотских". Известно так же о существовании "Копырева конца", вероятно, административной единицы аналогичной
новгородским концам. Но это всё, что нам достоверно известно на сегодня.
Можно предположить, чисто теоретически, что известные нам сегодня обособленные внутригородские территории Киева - "город Ярослава", "город Владимира", "Подол" наряду с "Копыревым концом" составляли некое подобие известных нам
новгородских или псковских городских концов, но это не более чем предположение, "гениальная догадка", как шутил один из наших университетских предподавателей.
Кроме того, сильная общеруская великокняжеская власть, особая столичная роль Киева в Древнеруском государстве несомненно сыграли свою роль в формировании административной системы управления городом. Да и нет никаких
обязательных аналогий в системе управления Новгородом или Киевом.
Городская община Киева, как и общины других руских городов-государств, вела борьбу со своими соседями, общинами города-государства Чернигова - Черниговской землёй, Турова - Турово-Пинской землёй. Кроме того, существовала и
борьба общин внутри Киевской земли. Мы точно знаем о борьбе за самостоятельность внутри одной Киевской земли второго по значимости города - Вышгорода. Похожая борьба наблюдалась в других Руских землях.
Непосредственно внутри киевской городской общины летописи показывают нам социальные и экономические противоречия, но в целом, как считает И.Фроянов, это ещё единая вечевая община города-государства.
Более подробно о древнеруских городах-государствах мы поговорим на страницах моего второго сайта «ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА»
В Киеве возводятся великолепные церкви и соборы. До наших дней сохранился СОФИЙСКИЙ СОБОР.
Недавно реконструирован МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ СОБОР.
А вот от Собора Успения Богородицы, более известного нам как "Десятинная церковь" остался только фундамент.
Студенты помогают специалистам вести раскопки:Раскопки Десятинной церкви в наши дни.
В музее вы можете увидеть находки археологов из десятинной церкви: Археологические находки из Десятинной церкви X-XIII век.
С помощью Яндекс карты давайте посмотрим на место, где стояла "Десятинная церковь" уже со стороны Владимирской улицы. К сожалению, только приблизительно. За торговыми палатками вы увидите забор, вот за забором она и стояла.
Зато вы можете совершить прогулку по древней части Киева и спуститься по одной из древнейших улиц вниз, к Подолу.
«Яндекс. Прогулка по Владимирской улице - это древняя часть Киева».
Существую также научные реконструкции несохранившихся до наших дней церквей, храмов.
(рисунок № 1) и рисунок № 2. Найдены многочисленные фрагменты мозаик, украшавших храмы.
Если вы хотите понять красоту и величие древнеруских соборов и церквей, советуем вам посетить построенный в нововизантийском стиле, хотя и в XIX веке, ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР .
Вокруг города строят мощные оборонительные стены. Согласно исследованиям археологов, оборонительные сооружения Киева представляли из себя выдающиеся военно-инженерные сооружения того времени. Любопытно, что тратить огромные
средства и строить такие против кочевников, вряд ли имело смысл.Вероятно, большую опасность для Киева представляли соседи - черниговцы, суздальцы, смоленцы, новгородцы.
Сегодня мы можем осмотреть восстановленные ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА, чтобы представить мощь киевских укреплений.
Недаром руские князья никогда не пытались взять Киев лобовым штурмом. Это удалось только монголо-татарам. Собрав все наличные силы, применив технические достижения китайских мастеров в области осадной техники, захватчики сломив
сопротивление небольшого военного гарнизона ворвались в город со стороны Лядских ворот.
Вот одна из гипотетических реконструкций Киева Вид на Ляцкие ворота. Сегодня это Площадь Независимости, что на Крещатике, там даже стоит символ древних Ляцких ворот, небольшая арка
с Архангелом Михаилом (около стеклянного купола) и мы может это видеть на фотографии:
Вид на Площадь Независимости - Лядские ворота.
Сохранились и предметы вооружения киевских воинов:
вооружение руских воинов.
мечи руских воинов;
мечи руских воинов, рукоятки из меди, фрагмент;
Киев, вне всяких сомнений, духовный и культурный центр Руси. Здесь ведётся общеруское летописание. В Киеве пишутся книги, открываются школы. Главной и наиболее выдающейся библиотекой всей Киевской Руси являлась библиотека
Софийского собора.
В Софии был сложен первый древнеруский летописный свод 1037-1039 гг., написано знаменитое "Слово о законе и благодати", "Руская правда", знаменитый "Изборник Святослава" 1073 года - первая руская энциклопедия и многие другие
произведения.
Книжная мастерская при Софийском соборе внесла выдающийся вклад в распространение книг и грамотности в другие руские города, смотрите: письменность Киевской Руси;
В 1185 году, вероятно в Киеве, было написано одно из величайших дошедших до нас литературных произведений Киевской Руси - "Слово о полку Игореве".
Даже после тотального разрушения Киева, после начала монголо-татарского господства над рускими землями, Киев долгое время признавался рускими людьми древней столицей и духовным центром.
Известно, что ещё в 1289 году киевский митрополит назначал епископов во Владимир (Суздальский), Ростов, другие руские города. После переезда киевского митрополита "не терпя насилия татарского" на Суздальщину во Владимир,
а затем и Москву, он сохранял за собой титул "митрополита Киевского и всея Руси".
Древний Киев был не только политической столицей Руси. Киев являлся крупнейшим логистическим центром Южной Руси. Здесь встречались торговые караваны с разных частей света. Здесь были в обороте
деньги всего известного тогда мира. Но основным торговым контрагентом Киева был Константинополь, Царьград в руских летописях.
Огромное количество киевских мастеров работало на обеспечение жизни политической и экономической верхушки.
украшения. Серебро, чернение, скань;
украшения. Золото, серебро;
золотые колты, украшения;
браслеты, серебро, украшения;
украшения;
стеклянные изделия;
украшения, золото;
женские заколки;
на фото справа: Колокол Десятинной церкви. XI век.
Национальный музей истории Украины.
Киев по праву можно назвать городом мастеров. Здесь, в Киеве, трудились лучшие мастера Руси. Археологами установлено, что многие технологические достижения потом копировались мастерами других руских городов.
Сегодня в НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ИСТОРИИ УКРАИНЫ. мы можем увидеть предметы быта и труда киевских мастеров:
орудия труда земледельцев;
рыболовные снасти;
орудия труда кузнецов и плотников;
замки и ключи.
изделия из кожи;
изделия из кости;
кувшин, медь;
Известно, что руские люди любили игры и развлечения. Сегодня в музее хранятся следы развлечения киевлян, богатых и бедных:
игральная доска;
шахматы и нарды;
кости;
Но Киев - это не только территория собственно города. Можно говорить о существовании "Большого Киева". Киев в широком смысле охватывает: КИРИЛЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ и БЕРЕСТОВО и КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ, Выдубницкий монастырь.
Смотрите также Вид на Печерский монастырь и Берестово - рисунок-реконструкция;
Выдубицкий монастырь рисунок-реконструкция и Выдубицкий монастырь - современное фото .
После распада Киевской Руси, формирования новых политических центров, Киев испытал на себе все тяготы междоусобных войн. Вот сообщения руских летописей того времени, Новгородская летопись:
1207— «Въ лЂто 6711. Рюрикъ съ Ольговици и съ погаными Половци, Концякъ и Данила Бяковиць, възяша град Кыевъ на щитъ въ 1 день генваря, на святого Василия; а кого доидеть рука, цьрньця ли,
церницЂ ли, попа ли, попадье ли, а ты вЂдоша въ поганыя; а что гости, иноземьця вьсякого языка, затворишася въ церквахъ, и въдаша имъ животъ, а товаръ съ ними роздЂлиша на полы; а что по манастыремъ и по всЂмъ церквама,
вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою; а град пожгоша».
1235— «Не хотя исперва оканьныи, всепагубныи дьяволъ роду человЂческому добра, въздвиже крамолу межи русьскыми князи, да быша человЂци не жили мирно: о томь бо ся злыи радуеть кровопролитию
крестьяньску. Поиде князь Володимиръ Рюриковичь съ кыяны и Данило Романовичь с галичаны на Михаила Всеволодича Чермного къ Чернигову, а Изяславъ бЂжа в Половци; и много воева около Чернигова, и посадъ пожже, а Михаило выступи
ис Чернигова; и много пустошивъ около Чернигова, поиде опять; и Михаило створивъ прелесть на ДанилЂ и много би галичанъ и бещисла, Данило же едва уиде; а Володимиръ пришедъ опять, сЂде в КыевЂ. И не ту бы того до сыти зла,
но приде Изяславъ с погаными Половци в силЂ тяжцЂ и Михаило с черниговци подъ Кыевъ, и взяша Кыевъ; а Володимира и княгыню его имше Половци, поведоша в землю свою и много зла створиша кыяномъ; а Михаило сЂде в Галичи,
а Изяславъ в КыевЂ; и опять пустиша Володимира Половци на искупЂ и жену его; и на НЂмцихъ имаша искупъ князи.
В 1204 году, после падения Константинополя, торговый оборот резко упал и этот фактор по мнению историков наложил свой отпечаток на историю Киева до монгольского нашествия. С этого времени произошло изменение торговых путей.
Экономическое значение Киев резко снижается. Киевские купцы пытаются переориентировать свой торговый бизнес.
В это же время резко усиливается вес и влияние новых региональных центров: Владимира Залесского, Галича Волынского, Великого Новгорода, Смоленска. Сейчас можно только гипотетически рассматривать возможные версии развития Киева.
В 1240 году Киев подвергся штурму и тотальному разрушению. Захватчики нанесли колоссальный ущерб великому городу. Киев фактически был отброшен на несколько веков назад.
Более подробно про некоторой стороны жизни города Киев, Вы можете найти на этом интернет сайте:
«П.П.Толочко. Массовая застройка Киева X—XIII вв.».
Новое возрождение Киева начинается, примерно, с середины XIV века, но об этом мы поговорим на страницах моего второго интернет-сайта в главе, которая так и называется:
«КИЕВ»
|