ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом


О



сновным строительным материалом Древней Руси было дерево. В те времена, в отличие от Европы, в большинстве руских земель не было доступных месторождений камня, а потому заказчики и строители, говоря современным языком, имели большие проблемы с добычей камня, со строительством зданий и сооружений из камня. До определённого времени не была известна (вероятно, за ненадобностью) и технология изготовления кирпича-плинфы. С технологией изготовления кирпича-плинфы, как я понимаю, русичи познакомились во время строительства первых каменных христианских храмов в Киеве.
В Суздале один из экскурсоводов сказал, что строительство каменных церквей обходилось в 18 раз дороже, чем таких же по размерам, но деревянных. Здесь мы говорим о "каменном" строительстве в широком смысле этого слова, понимая под термином "камень" как "белый камень" - известняк, так и другие виды природного камня, используемые в строительстве. Сюда же, в раздел с общим названием "каменное" строительство, можно добавить и изготавливаемые руками человека кирпич, кирпич-плинфу.
Совершенно естественно, что большинство зданий и сооружений Киевской Руси были построены из дерева. Разумеется, деревянные здания и сооружения до наших дней не сохранились, да и не могли сохраниться.
Строительство частных домов из камня даже для влиятельных и богатых людей того времени, похоже, было слишком дорогим удовольствием в финансовом и социальном плане.
Мы хорошо знаем, что руские князья почти не строили для себя дорогостоящих каменных зданий. Можно сказать, что дорогие каменные княжеские хоромы в домонгольский период были скорее исключением из правил. Я думаю, это было связано с особенностью политической власти домонгольской Руси. Длительное время князья приглашались (иногда силой навязывали свои услуги) на княжение в тот или иной город, т.е. попросту не существовало местных княжеских династий. К этому надо добавить известное нам так называемое "Лествичное право" - порядок перемещения на княжеских столах (должностях) внутри общеруского княжеского клана Рюриковичей. Я думаю, что в реальной жизни происходило смешение двух этих факторов, так что мы можем говорить об общем состоянии неустроенности, временности пребывания князя и его двора в том или ином городе. Сегодня ты князь города N, а что будет завтра, где будут твои дети - никто не знает.
Таким образом, князьям не имело никакого смысла вкладывать собственные деньги в дорогостоящее строительство. В этом смысле наиболее ценным вложением была собственная дружина и движимые материальные ценности в виде хорошего оружия, а так же золота, серебра, драгоценных камней и т.д.
В Суздале, в расположенном рядом с Кремлём "Музее деревянного зодчества", в аналогичных "музеях деревянного зодчества" в Великом Новгороде, Переяславле Руском и т.д., можно увидеть деревянные церкви, хотя и гораздо более поздней постройки. Исходя из того, что традиции строительства передаются из поколения в поколение на протяжении длительного времени, можно предположить, что подобные деревянные церкви строились и в Киевской Руси.



На фото справа: Преображенская церковь. 1756 год.
построена в дер.Козлятьево, Кольчугинского района.
Суздаль. "Музей деревянного зодчества".
декабрь 2011 г.



Давайте более подробно, в деталях, рассмотрим архитектурное наследие домонгольской Руси.
Из гражданских зданий, построенных из камня, можно назвать немногочисленные княжеские дворцы. Известно, что в Киеве первым каменным сооружением (из кирпича плинфы ?) являлся терем княгини Ольги, хотя даже его месторасположение до сих пор точно не установлено. Княжеский терем из камня князя Владимира «Красное солнышко» построили ранее первой в Киеве каменной церкви Храма Успения Богородицы, более известной нам как "Десятинная церковь".
А так же:
Княжеский дворец в Чернигове, рисунок-реконструкция;
Княжеский дворец в Боголюбово;

Основное количество гражданских каменных зданий, построенных в домонгольский период - культовые здания.
Но прежде всего я хотел бы показать вам достаточно современную церковь, если сравнивать её возраст с домонгольскими. Это Владимирский собор в Киеве.
Почему я предлагаю вам посмотреть этот собор ? Собор построен в древних традициях и вы сможете увидеть, какую эмоциональную роль играло визуальное восприятие верующими христианской религиозной догматики во время пребывания в культовых зданиях - церквах.
Владимирский собор. Киев.

Теперь давайте посмотрим древнеруский церкви:
Десятинная церковь, рисунок-реконструкция № 1 (между 989-996 гг.) ;
Десятинная церковь, рисунок-реконструкция № 2;
Практически везде каменными были главные соборы Земли, например:
Софийский собор в Киеве (1037 -?);
Софийский собор в Великом Новгороде (1045 -?);
Софийский собор в Полоцке (1044-1066 гг.);
Успенский собор во Владимире-Залесском (1158-1161 гг.).

В первую очередь по причине чрезвычайной дороговизны нам не известна практика строительства каменных защитных стен вокруг домонгольских руских городов. Даже Киев в годы своего расцвета и могущества не мог позволить себе такое дорогостоящее строительство. Единственный известный мне город домонгольской Руси, в котором был каменный детинец, - Кременец, на территории современной Тернопольской области Украины. Но там строительство каменных стен связано с наличем огромного количество каменного строительного материала. Монголо-татары так и не сумели взять его штурмом, вероятно, по этой причине.
Частично каменными были стены у городского детинца - (Старого) Изборска и (возможно) Пскова.
Если посмотреть с другой стороны, то городские общины просто не видели смысла вкладывать деньги в дорогостоящее каменное строительство крепостных стен. Общий невысокий уровень развития военного искусства Руси того времени не предполагал правильной осады города с применением сложной осадной техники. Мы практически ничего не знаем о подобных осадах. Строительство мощных деревянных стен и башен на высоких городских валах, да ещё с использованием природных особенностей местности, обеспечивало безопасность горожан в случае военных столкновений со своими (рускими) соседями. Опасаться нападений чужеземцев не было практического смысла: степняки-половцы брать города штурмом не умели, а другие соседи на территорию Руси не претендовали, столкновения с ними носили локальный, пограничный характер.
Основные финансовые усилия были направлены на строительство отдельных каменных элементов воено-инженерных сооружений - главных городских ворот. Я не являюсь специалистом в этой отрасли, но могу высказать свою точку зрения - строительство каменных городских ворот в то время носило, скорее, символическое значение, подчёркивающее мощь, богатство города.

Из дошедших до нас каменных военно-инженерных сооружений можно назвать:
"Золотые ворота" в Киеве (после 1037 г.).
"Золотые ворота" во Владимире -Залесском (1164 г.);

Военно-инженерные сооружения из дерева, естественно, тоже не сохранились. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы можем представить, как строили типовые крепостные стены в Киевской Руси.
Типовая крепостная стена. Современная реконструкция, рисунок-реконструкция.
Тем не менее, сегодня мы можем наглядно представить, как всё это выглядело в реальности, а не на картинке. Для этого давайте посмотрим на современную реконструкцию крепости в г.Батурин.
На снимках мы видим деревянную крепость времён русско-шведской войны 1708 года. Но нет сомнений, что примерно так выглядели деревянные крепости в Киевской Руси. Разница была только в высоте валов, высоте крепостных стен и башен.
Крепостные стены Батурина начала 1700 годов, современная реконструкция, фото № 1;
Крепостные стены Батурина начала 1700 годов, современная реконструкция, фото № 2;
Крепостные стены Батурина начала 1700 годов, современная реконструкция, фото № 3.
Крепостные стены Батурина начала 1700 годов, современная реконструкция, фото № 4.
Более подробно крепость можно посмотреть на страничке путевых заметок:
Украина. Батурин.

Не сохранились и каменные военно-инженерные сооружения вокруг городов. Существуют только научные реконструкции и макеты в музеях, например:
(Старый) Изборск

Почти все дошедшие до нас каменные здания и сооружения претерпели значительные изменения и только некоторые из них сохранили первоначальный вид.
В целом, в домонгольский период, с конца X и до середины XIII века (т.е. монголо-татарского нашествия), на Руси было построено более двухсот пятидесяти каменных зданий, а до наших дней сохранилось лишь тридцать. Почти все сохранившиеся памятники – церкви и храмы. Из них девять памятников Ростово-Суздальской земли.
Строительство каменных сооружений имело несколько целей:
1) Подчеркнуть высокий статус города, где строились такие здания;
2) Подчеркнуть высокий статус князя, финансирующего строительство;
3) Строительство всегда давало работу горожанам и жителям пригородов;
4) Прославление христианской веры, если речь шла о храмах, монастырях и т.д.;
5) Надёжность военных сооружений. Понятно, что башня из камня ("Золотые ворота" в Киеве и Владимире Суздальском) гораздо надёжнее, чем башня из дерева. Хотя при наличии деревянных стен вокруг каменной башни, при серьёзной осаде подготовленным противником, все преимущества каменной башни становятся сомнительными и речь, скорее всего, идёт именно о пафосе городского начальства.

Сохранившиеся сегодня древнеруские церкви мало чем похожи на домонгольские по своей отделке и убранству. Возможно, частично Софийский собор в Киеве, но фотографировать в нём запрещено.
Я бы с большим удовольствием совершил вместе с вами фотопрогулку по Софийскому собору в Киеве, но раз запрещено, давайте совершим фотопрогулку по одному из древних христианских храмов в городе Рим.
Там на такие вещи смотрят иначе. Обычно запрещают фотографировать в частных музеях. Ну и в храмах во время службы просят не пугать прихожан своими фотоаппаратами. Иногда деньги берут за право фотографировать внутри, на поддержание храма. А так, приходи, смотри, фотографируй. Давайте совершим фотопрогулку в одну из древнейших христианских церквей, сохранившуюся до наших дней.
В ней, разумеется, много отделки более позднего времени, но сохранилось кое-что и из глубокой древности.
Итак, небольшое путешествие в Рим:
«Церковь Святой Марии в Трастевере. Рим. "Santa Maria in Trastevere."»

Более подробно осмотреть музеи Рима вы можете на страничке путевых заметок моего второго сайта "Древнеруские земли. Судьба".
А можете сразу зайти сюда:
«Фотопрогулка по музея Рима, или Римские каникулы".»



В XII-XIII веках, классическим архитектурным стилем является архитектурный стиль, привнесённый (заимствованный) на Русь из Византии.

ЧЕРНИГОВ:
Спасский собор с усыпальницей (современный вид):
Спасский собор, фото № 1 (1030-1050-е гг.);
Спасский собор, фото № 2;
Спасский собор, рисунок-реконструкция.
Борисоглебский собор Борисоглебского монастыря (современный вид):
Борисоглебский собор, фото № 1 (1120—1123 гг.);
Борисоглебский собор, фото фото № 2;
Борисоглебский собор, фото № 3
Пятницкая церковь (современный вид):
Пятницкая церковь, фото № 1 (около 1200-х годов) ;
Пятницкая церковь, фото № 2.

ВИТЕБСК: (Полоцкая земля):
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото № 1 (после 1100 г.).
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото № 2.

СМОЛЕНСК
Храм Петра и Павла (1146 г.);
Храм Иоанна Богослова (1173 г.);
Храм Михаила Архангела (1180—1197 гг.) ;
Смоленские храмы и церкви, рисунок-реконструкция № 1;
Смоленские храмы и церкви, рисунок-реконструкция № 2.

КИЕВ:
Киевские храмы и церкви, рисунок-реконструкция № 1;
Киевские храмы и церкви, рисунок-реконструкция № 2.

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ РУСКИЙ:
Михайловский собор, рисунок-реконструкция (1089 г.).

ГРОДНО (ГРОДНА):
Вероятно, в определённой степени своеобразны были церкви, построенные в Гродно. Однако до наших дней сохранилась только одна, да и то, в фрагментах. Но даже сохранившаяся до наших дней часть Коложской церкви позволяет нам определённо говорить о некотором оригинальном гродненском архитектурном стиле.
Церковь Бориса и Глеба (Борисоглебская) или Коложская церковь (1160-е ? 1180-е ?);

Тем не менее, для этого периода специалисты выделяют два особых, своеобразных архитектурных стиля, рождённых на руской земле:

1. "НОВГОРОДСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ", например:
После проведённой научной реставрации, в наши дни Николо-Дворищенский собор почти идентичный тому состоянию, в каком он был в древнеруский период:
Софийский собор в Великом Новгороде (1045 - ? г.);
Николо-Дворищенский собор (1113-1136 гг.);
Георгиевский собор Спасо-Юрьева мужского монастыря (1119-1130 гг.).
Церковь Иоанна Крестителя на Опоках (1127-1130 гг.);
Церковь Успения Богородицы на Торгу (1135-1144 гг.);
Церковь Благовещения в Аркажах или на Мячине (1179 г.);
Церковь Спаса На Нередице (1198 г.);
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207 г.);

2. "ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ".
В литературе употребляют так же термины "СУЗДАЛЬСКИЙ", или "РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ".
Я предлагаю вам известную мне, но явно не полную информацию о каменных зданиях Ростово-Суздальской земли.
Первый каменный собор в Суздале. (ок. 1110 г.) Не сохранился.
Первый Успенский собор в Суздале. Реконструкция А.Заграевского.
Предполагаемый второй каменный собор в Суздале. (ок. 1148 г.) Не сохранился.
Второй Успенский собор в Суздале. Реконструкция А.Вагнера.

С начала 1150-х годов в Ростово-Суздальской земле начинается строительство зданий из белого камня. Это первый разрыв с южно-руской традицией строительства.
Напомню, что в по восточно-римским (византийским) традициям, в Южной Руси здания строили из кирпича-плинфы.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157 гг);
Достоверное появление особого декоративного украшения зданий в виде аркатурного пояса мы наблюдаем с 1150-х годов.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152 год);

С конца 1150-х годов Владимиро-Суздальские соборы получают особое декоративное украшение в виде аркатурно-колончатого пояса и белокаменной резьбы.
Это второй разрыв с южно-руской архитектурной традицией.
Успенский собор во Владимире (1158-1161 гг.);
Первый белокаменный Успенский собор в Ростове Великом. (ок. 1161-1162 гг.) Не сохранился;
Княжеский дворец в Боголюбово (1158-1164 гг.);
"Золотые ворота" во Владимире (1164 г.);
Храм Покрова на Нерли в Боголюбово (1165 г.);
Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.) ;
Второй белокаменный Успенский собор в Ростове Великом. (ок. 1213-1231 гг.) Не сохранился.
(Третий ?) Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.);
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.);

Особенностью Владимиро-Суздальского архитектурного стиля можно назвать следующее:
Первое. Внешний вид зданий соответствует их внутренней структуре. Полуколонны на фасаде соответствуют делению на нефы. На уровне «аркатурного» пояса снаружи, внутри находятся хоры.
Второе. Изумительная декоративная выразительность, наличие большого количества декоративных резных украшений на белокаменных стенах церквей.
Мы знаем о том, что внутренние помещения церквей, соборов, были расписаны фресками, но до наших дней они, за небольшим исключением, не сохранились.



На фото справа внизу: классический памятник владимиро-суздальского архитектурного стиля - Храм Покрова на Нерли.
декабрь 2011 г.

1 - Апсида.
2 - Закомары.
3 - Прясла.
4 - Лопатки.
5 - Портал.
6 - Барабан.
7 - Купол.
8 - Аркатурный или аркатурно-колончатый пояс.

Ростово-Суздальские церкви XII-XIII веков строились из белого известняка придававшего сооружению светлый и нарядный вид. Из тёсаных камней выкладывали наружный и внутренний края стен, а середину заполняли каменным ломом и валунами, заливая внутреннее заполнение известняком. Вот образцы белого камня:
Суздаль. Кидекша. Церковь Бориса и Глеба. 1152г.
Успенский собор. Ростов Великий. 1213-1231 гг.

Меня давно интересует вопрос, как нашли месторождения белого камня в Ростово-Суздальской земле ? Если верить историкам, до славян здесь жили финно-угорские племена - рыболовы и охотники. Трудно представить, что в быту рыболовам и охотникам нужен был белый камень и они искали месторождения камня. Когда князь Юрий Долгорукий в буквальном смысле на пустом месте начинал белокаменное строительство в Переяславле-Залесском, он же должен был знать, что в конкретном месте есть (белый) камень, что камень можно добыть в каменоломне и доставить к месту строительства по рекам, по дорогам через леса и болота. И по каким причинам было принято решение не изготавливать в этих местах кирпич-плинфу: технология изготовления плинфы была на Руси уже хорошо известна и отлажена, глины и леса для обжига кирпичей достаточно. Квалифицированным строителям, как я понимаю, нет особой разницы из какого материала строить.

По своему характеру белокаменная кладка Северо-Восточной Руси была близка к постройкам Галицко-Волынской Руси:
Успенский собор. Владимир-Волынский (1160 г.);
Церковь Святого Пантелеймона (1120-е г.).
И это не удивительно, ведь основными строителями этих церквей были галицкие мастера, прибывшие по просьбе Юрия Долгорукого от князя Владимира Володаря. А вот от кого сами галицко-волынские мастера научились своему ремеслу ?

В Европе мне встречались белокаменные постройки примерно того же времени. Например, в Южной Германии, в Регенсбурге, стоит древний мост, в строительстве которого использовали в том числе и белый камень. Мост построили в 1135-1146 годах, а первая белокаменная церковь в Ростово-Суздальской земле - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском - была построена в 1152-1157 годах.
Белокаменный мост, фото № 1, № 2. Регенсбург. Германия;
Белокаменный мост, фото № 3, № 4, № 5. Регенсбург. Германия.
На страницах моего второго интернет-сайта вы можете совершить прогулку по городу Регенсбургу, чтобы подробнее рассмотреть мост и его окрестности. Сама тема моей главы посвящается одному из городских музеев, но первая часть - прогулка по городу Регенсбургу.
Обратите внимание на здания примерно этого же времени, когда построили мост, т.е 1150-е годы. Отдельные декоративные элементы средневековых немецких зданий напоминают мне декоративные элементы ростово-суздальского архитектурного стиля.
«Регенсбург. Рейхстаг Священной Римской империи".»
Технологию строительства подобных мостов разработали ещё римляне. В Рейнском краеведческом музее вы можете увидеть, как римские инженеры строили подобный мост на реке Мозель:
«Рейнский краеведческий музей. Глава 2. Под властью Рима.»
Совершить прогулку по всему музею вы можете на страницах моего второго интернет-сайта на странице "Путешествия МР", в главе:
«Трир. Рейнский краеведческий музей.»

Ещё запомнилась белокаменная церковь в городе Тулльн на Дунае, Австрия:
Белокаменная романская часовня 13 века. Тулльн на Дунае. Австрия.

Если вы будете осматривать сохранившиеся в южной и центральной Германии средневековые соборы, начало строительства которых относится ещё к раннему средневековью, а большие соборы могли строиться на протяжении сотен лет, то почти наверняка увидите фрагменты сохранившихся древних стен, выложенных из белого камня. Например, знаменитый Майнцкий собор:
Майнский собор, фото № 1. Майнц, Германия;
Майнский собор, фото № 2. Майнц. Германия;
Майнский собор, фото № 3. Майнц. Германия.

Известны и другие строительные материалы, применявшиеся в Киевской Руси. До наших дней сохранились фрагменты зданий, построенных с применением плоского кирпича, так называемой плинфы. Не являясь специалистом в этой области, могу опираться только на увиденное мной лично. Плинфа применялась ещё во времена античного мира.
Подобную технологию строительства на территории Крыма мы можем увидеть в греческом Херсонесе.
Крым. Севастополь. Херсонес.
Можно посмотреть территорию бывшей Римской империи, поглотившей и греческие полисы. Например, вы можете увидеть кирпич плинфу в сохранившихся античных сооружениях на территории Италии:
Рим. Италия.
Германии:
Императорский "Банный дворец". Трир. Германия;
Базилика Константина Великого. Трир. Германия.
Испании:
"Археологический музей Севильи". Севилья. Испании..

В Киевскую Русь технология строительства с применение "плинфы" пришла из Восточной Римской империи, более известной нам как "Византия". Мы видим образцы такой технологии строительства:
Киев;
Витебск;
Полоцк;
Гродно;
Чернигов.
Ростов Великий.
Обратите внимание, что в стене между рядами кирпича расположены крупные камни, а в Гродно вообще видны огромные валуны. В нашей литературе мне встречалось упоминание о том, что огромные валуны скрепляли стену и экономили дорогостоящую плинфу. А вот экскурсовод в Трире рассказал, что подобная техника строительства использовалась в странах средиземноморского региона с повышенной сейсмической активностью. Огромные валуны в стенах здания, между рядами плинфы, нужны были для гашения колебания стен при землетрясениях - древняя инженерная система борьбы с последствиями землетрясения.
В таком виде, вместе с византийскими мастерами, техника строительства с применением плинфы пришла в Киев и другие руские города.
Подобную сейсмостойкую технологию строительства у римлян позаимствовали арабы (мавры), завоевавшие Иберийский полуостров - современная Испания. Здесь мы видим наглядную разницу между арабским завоеванием Иберийского полуострова, и ордынским игом над Русью. Мавры (не будем их идеализировать) строили на завоёванной территории свою цивилизацию, развивали свою культуру: города, здания, мечети, учебные заведения, уникальную систему водоснабжения засушливых испанских земель, которой пользовались на протяжении сотен лет и т.д. и т.п. Ордынцы же выбивали из завоёванной Руси деньги и рабов, больше их ничего не интересовало.
"Испания, Гранада, Альгамбра, "Винные ворота".

А вот что оказалось в конечном счёте экономически эффективнее на Руси - строительство с применением плинфы или белого камня мне трудно судить. Мы точно знаем, что после монгольского нашествия от техники строительства с применением кирпича плинфы на долгое время отказались. Но по какой причине - финансовой, отсутствие квалифицированной рабочей силы или ещё какой, мне пока не известно.

Продолжение темы "архитектурные памятники Руси от 1240 до 1500 годов" вы можете найти на страницах моего второго сайта.
«Архитектурные памятники Московской Руси.»
«Архитектурные памятники ВКЛ.»

Фотографии всех дошедших до нас древнеруских архитектурных памятников, не выложенные на этой странице, размещены на других страницах моего сайта, посвящённых истории тех или иных древнеруских городов.



Большое количество литературы по архитектурным памятникам древнеруской истории можно найти интернет-сайтах:

«РУССКИЙ ГОРОД».

«Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры».

В том числе эта работы:

«Сергей Заграевский. "Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество"».

«Сергей Заграевский. "Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции"».

«С.Заграевский. Рееестр белокаменных зданий Древней Руси» .

назад в начало страницы вперед