ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

О



дной из земель Киевской Руси была Ростово-Суздальская земля: (карта Ростово-Суздальской земли по А.Н.Насонову) .

Славяне , занимавшие большие пространства, не были первыми жителями Ростово-Суздальской земли Археологические раскопки подтверждают наличие поселений на этой территории ещё в каменном веке. Во всех музеях городов Центральной России вы найдёте стенды с археологическими находками начиная с каменного века.
Вот, например, некоторые изделия людей "каменного" века на территории Тверской области, а так же "каменного" века на территории Ростовской области, а так же "каменный век" и "бронзовый" века на территории центральной России в Историческом музее Москвы.

Более подробную научную информацию на эту тему вы можете получить на сайте «АРХЕОЛОГИЯ РОССИИ»







на фото слева: Владимир. "Золотые ворота".
январь 2008 г.















Непосредственно перед началом заселения этих территорий славянами, здесь жили финно-угорские племена: меря, мурома, а так же балтское племя голядь – рядом с вятичами, около современной Москвы.
В маленьком музее одного из городов "Золотого кольца" экскурсовод сказала нам так: "А мы, меря, здесь всегда жили. Это потом славяне пришли и началась славянизация". Сегодня в Государственном Историческом музее города Москвы вы можете увидеть замечательные изделия повседневного быты и украшения, найденые археологами, в том числе украшение женщины племени Мурома, а так же украшение балтской женщины.

Славянская колонизация Ростово-Суздальской земли (кривичи со стороны Смоленска и ильменские словене со стороны Великого Новгорода) , шла с северо-запада, по Волго-Балтийскому торговому пути . Такой путь связан с тем, что Ростово-Суздальские земли были отгорожены от Киева и степей лесными массивами фото № 1 и фото № 2. Не случайно в Киеве, являвшемся в то время центром Pуского государства, эти земли называли «Залесская Украина», т.е. окраина за лесами.

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси проходила по "стандартным" принципам колонизации. Первые поселенцы строят защищённое укрепление-поселение. Под защитой укреплённого поселения они живут, а окрестные территории осваивают под свои нужды. Затем новая группа переселенцев уходит вперёд - строит новое защищённое поселение. И так далее и так далее. Так колонизировали окрестные территории ещё "древние римляне". Многие маленькие городки вокруг Рима и на территории современной Европы - это древние защищённые поселения римских граждан, колонизирующих окрестности Рима, а затем и пространства Европы. Так русские колонизировали Сибирь и Дальний Восток. Так новгородцы колонизировали Север. Так европейцы колонизировали современные территории Америки. В американской традиции защищённые поселения назывались "Форт". В нашей традиции такие городки назывались "Острог".
Давайте почитаем сообщение новгородской летописи более позднего периода, чем мой первый сайт. В летописном сообщении упоминается "Васильев острог", как центр новгородской колонизационной политике в одной из новгородских колоний - Югре. Для Ростова таким центром стал Устюг. Обратите внимание, что сбор дани не всегда был лёгкой прогулкой.
1445 год —«[Новгородская Первая летопись] Того же лЂта Василии Шенкурьскои и Михаила Яколь, воеводы новгородчкыи, поидоша ратью заволочкою въ трех тысяцахъ на Югру; и поимавше югорьскых людеи много, и жонъ ихъ и дЂтеи, и располошишася; онЂ же, Югрици, доспЂвше над ними облесть, а ркя тако: "мы хотимъ вамъ дань даяти, а хотимъ счестися, и указати вамъ станы и островы, уречища" ; а в то время скопившеся и ударившеся на острогъ на Васильевъ , и много добрых людеи, дЂтеи боярьскых и удалых людеи избиша 80;
и бЂ жалостно слышати убьенье ихъ. А Василии убЂжа съ сыномъ своимъ Семеономъ в малЂ дружинЂ, а иныи разбЂгошася по лЂсу;
а другыи воевода Михаила Яколь в то время былъ во инои рЂкЂ, и потомъ Михаила приЂхалъ къ Васильеву острогу и видЂ острогъ разоренъ, а своихъ побитыхъ, а иныя разбЂгъшися, и нача искати своихъ по рЂцЂ;
и скопишася к нему Василеи съ сыномъ и иная и вси, и приЂхаша въ свою землю».

Сообщения новгородских летописей показывает нам борьбу новгородцев и суздальцев за право собирать дань с местного населения.
1149 год—«[Новгородская Первая летопись] На то же лЂто идоша даньници новгородьстии въ малЂ; и учювъ Гюрги, оже въ мале шли, и посла князя Берладьскаго съ вои, и бивъшеся мало негде, сташа новгородьци на островЂ, а они противу ставше, начаша городъ чинити въ лодьяхъ;
идоша новгородьци к нимъ на третии день, и бишася;
и много леже обоихъ, нъ суждальць бещисла.»
1169 год—«[Новгородская Первая летопись] Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла АндрЂи [Боголюбский] пълкъ свои на нь, и бишася с ними, и бЂше новгородьць 400, а суждальць 7000 [количество суздальцев - 7000 человек, на мой взгляд, явно преувеличено];
и пособи богъ новгородцемъ, и паде ихъ 300 и 1000, а новгородьць 15 муж;
и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяшя всю дань, а на суждальскыхъ смьрдЂхъ другую, и придоша сторови вси».
1169 год —«[Псковская Вторая летопись (Синодальный список)] ...В то же время двиняни не хотяху дани давати Новоугороду, но вдашася князю АндрЂю Соуздальскому [Боголюбскому];
новгородци же послашя на Двиноу даньника Даньслава Лазоутинича, а с нимь ис конца по 100 муж...»

Что касается конкретно славянской колонизации (будущей) Северо-Восточной Руси, то она была относительно мирная, хотя эксцессы, описанные новгородским летописцем в 1445 году, несомненно имели место быть. Об этом нам позволяет судить дошедшее до нашего времени устное народное творчество народов, проживающих на этой территории. В мифах, преданиях, былинах, сказках и тому подобных произведениях того времени, нет упоминаний о вражде и военных столкновениях между пришельцами и местным населением. Кроме того, в сохранившихся древнеруских летописях так же нет упоминаний о масштабных столкновениях славян-колонистов с аборигенами. Археологи не нашли уничтоженные городища местного, дославянского населения. Более того, известно о длительном сосуществовании славянских городов и дославянских поселений, например, город Ростов и Саарское городище. Славянская знать наложила дань на местное население, но дань платили и свои же соплеменники славяне. Понятное дело, отдельные эксцессы и стычки между пришельцами и аборигенами имели место быть.
Вероятно, этому мирному процессу есть несколько причин:
1) К моменту начала славянской колонизации на этой территории не сложились мощные объединения племён на стадии формирования протогосударства, как, например, это было в Северной Америке. Не говоря уже о том, что здесь вообще не было никаких государств, способных организовать сколь-нибудь серьёзное сопротивление славянам.
2) Колонисты и аборигены занимали похожие ниши, но в то время земли явно хватало на всех ввиду маленькой плотности населения. Славяне занимались земледелием, огородничеством, бортничеством, и торговлей. Местные племена охотой, рыболовством, земледелием. Массовая распашка лесов и связанные с этим проблемы началась значительно позднее рассматриваемого нами исторического периода. В той же Северной Америке, если приводить сравнение, переселенцам-колонистам из Европы, земледельцам-фермерам, требовалось огромное количество пахотной земли, а на земле паслись бизоны. А на бизонов охотились индейские племена.
3) Приток славян не был единовременным и массовым, а местное население, судя по всему, не отличалось плодовитостью, поэтому просто не возникало проблем перенаселения и, соответственно, не возникал вопрос «а кто тут лишний ?»
4) Первые пришлые славяне, как и местные племена, были язычниками. Христианизация в одинаковой мере затронула и тех и других, так что почва для религиозных конфликтов также отсутствовала. Когда значительные массы славян-христиан прибыли на эти территории под давлением форс-мажорных обстоятельств, они прибыли уже на частично христианизированную территорию.
А вот когда славяне двинулись вниз по Волге, где выше плотность населения, они столкнулись с сильным сопротивлением. Продвижение славян на юг, вниз по Волге, в то время было остановлено Волжской Булгарией. Всё это отразилось в руских летописях.






Колты. Украшения из золота.
Владимирские клады конца XII - начала XIII веков.
Москва. Государственный исторический музей.
ноябрь 2012 г.









Считается, что большой приток переселенцев на территорию Ростово-Суздальских земель приходится на 1150-е годы, когда южноруские земли потрясали междоусобные войны и связанные с ними вторжения половцев. Предполагают, что что свой "вклад" в эти усобицы, и "вклад" значительный, внёс Юрий Долгорукий, страстно желавший стать Великим киевским князем и стоящие за ним "суздальцы". Достаточно точно известно, что во время борьбы с Изяславом Киевским Юрий Долгорукий (так, впрочем, поступали и многие руские князья, здесь Юрий Долгорукий вовсе не выделяется своим поведением) привлекал на свою сторону половцев: "Гюрги (Георгий - Юрий) силён и половцы дикие с ним, а тыих золотом узвозит" - писал киевский летописец Пётр Бориславович.
После смерти Долгорукого в Киеве, по всей Киевской земле начинаются массовые убийства и грабёж пришедших с ним "суздальцев".
Однако у нас нет письменных источников, дающих количественные характеристики такой миграции. "Народная память" - былины и пр., так же не упоминает о массовых переселениях из южных в северо-восточные регионы.
Здесь следует сделать следующее дополнение. В обыденном сознании термин "масовое переселение из одного региона в другой" воспринимают в буквальном смысле как большие массы людей, следующие из одного региона в другой. Но в те времена всё было иначе. Киев, Переяславль Руский и прилегающие к нему территории не были заселены большим количеством людей. Население Киева, например, по мнению П.Толочко, составляло не более 50 000 (Пятидесяти тысяч !) человек. А ведь это крупнейший город Киевской Руси. По мнению М.Н. Тихомирова "крупные города: Киев, Великий Новгород, Владимир Волынский, Галич Волынский, Чернигов, Владимир Суздальский насчитывали около 20-30 тыс. жителей. Ростов, Суздаль, Рязань, Переяславль Руский, Туров, Псков насчитывали 5-10 тыс. чел. Вероятно, 5 тыс. жителей насчитывал город Козельск. Остальные города насчитывали около 1 тыс. жителей."
Таким образом, Киевская и Переяславская земля вовсе не напоминали нам современные перенаселённые мегаполисы или регионы с высокой плотностью населения вообще. Люди уезжали из этих благодатных краёв не по причине перенаселения, а по причине невозможности спокойно, безопасно жить, вести хозяйство, растить детей.
Cамо движение мигрантов с южных руских княжеств вряд ли было единовременным, организованным какой-то централизованной структурой: княжеской властью, и т.д. Образно говоря, это был не единый мощный поток, а многочисленные не связанные друг с другом ручейки, к тому же растянутые во времени и разными по конечному пункту прибытия. Люди уезжали в Ростово-Суздальские земли, в Галицко-Волынские земли, в Полоцкие и Смоленские земли. Массовым оно могло быть (что наукой точно не доказано) по конечному результату. Если взять за 100 процентов количество людей, проживавших в Южной Руси, то количество людей уехавших в другие руские земли можно назвать большим, или просто массовым. Особенно после монголо-татарского нашествия.
Вот почему, как мне кажется, до нас не дошли сообщения летописцев, а в народной памяти не сохранились воспоминания об этих событиях.

Следующий источник пополнения людского потенциала Ростово-Суздальской земли описывает Татищев. Юрий Долгорукий, населяя построенные им города: "созывая людей отвсюда, которымъ немалую ссуду давалъ, и въ строенiяхъ и другими подаянiями помогалъ, - въ которые приходя множество болгаръ, (булгар - В.З.) мордвы, венгров, кроме русскихъ, селились и пределы яко многими тысячами людей наполняли".
Политику Долгорукого продолжил его сын Андрей Боголюбский: "Приведе ему богъ изъ всехъ земель мастеры... и болгаръ, и жидовъ, и вся погань ("поганые" - язычники - В.З.), видевша славу Божию".

Ещё один способ пополнения людьми известен по руским летописям. Княжеские дружины, вместе с воинскими ополчениями городов, опустошают территории своих соседей, уводя в плен людей. Таким образом населялись ещё южные границы Киевской земли, когда собственно Ростово-Суздальские территории были "землёй неизведанной".

И ещё одно одно маленькое, но важное отступление. В то далёкое время, когда переселяющиеся на новые территории могли рассчитывать только на себя и своих спутников, основную массу колонистов составляли люди энергичные, предприимчивые, знающие на что они идут. Колонисты, пришедшие на эти территории, обладали, как сегодня иногда говорят, повышенной «пассионарностью».
Вопрос о слиянии славянских, финно-угорских, а затем и тюркских генов в настоящее время носит гипотетический, а зачастую эмоциональный характер. Во всяком случае, один из современных российских учёных генетиков, занимающийся этой проблемой, отметил: «большинство имеющихся данных показывают, что влияние населения азиатских степей на генофонд русcкого населения было очень и очень небольшим. Но это отдельный долгий разговор».

В исторической литературе этот регион иногда называют Междуречье - регион, расположенный между Волжской и Окской водными системами.
Определить достоверное количество людей, живших в Ростово-Суздальской земле, не представляется возможным. В исторической литературе называется только ориентировочное общее количество населения всех древнеруских земель. Мне встречались оценки от «более 7,5 миллионов» до «более 12 миллионов» человек.
Примерно то же можно сказать и об экономике Ростово-Суздальской земли. Во всяком случае, документы, позволяющие сделать достоверные качественные и количественные оценки, не сохранились и все теории опираются на небольшое количество дошедших до нас источников, а так же на допущения, аналогии и пр.







на фото справа: Владимир. Успенский собор.
январь 2008 г.













Что можно сказать достаточно точно, так это о неблагоприятном, аномальном климате , и бедных почвах, на бОльшей части территории Ростово-Суздальской земли, да и большей территории Киевской Руси. Основные места расселения местного финно-угорского и и пришлого славянского населения в те времена мы находим лишь в определённых местах.
Одно из таких мест - природные участки плодородной чернозёмной земли - "Ополье". "Ополья Ростово-Суздальской земли".

Считается, что один из видов сельскохозяйственной деятельности меря - земледелие. Вероятно меряне-земледельцы первыми обнаружили на этой территории плодородные земли - Ополье. Но опять же, в глухих лесах первые земледельцы целенаправленно разыскивали то, что они могли никогда и не найти. Никаких карт, геологов, биологов и прочих учёных людей тогда не было.

Ещё одно место проживания - около больших озёр: Ростовского (оз.Неро) - Ростов Великий, Клещинского (Плещеево озеро) - Переяслав-Залесский, Белоозеро - Белоозеро, Галицкое озеро - Галич-Мерский и пр., с их плодородным илом, заменяющим навоз или чернозём, особым микроклиматом . Разумеется, вдоль рек с интенсивным движением, и в южной части Ростово-Суздальской Земли. И в этом нет ничего странного. Проезжая, например, на машине (электричке или поезде) из Москвы (Твери) во Владимир, читатель сам может увидеть, насколько мягче, благоприятнее природа Владимирщины, по сравнению с Москвой и Подмосковьем, Тверью, другими северными регионами Земли.
О сложных природных условиях Ростово-Суздальской земли, как боролись и в буквальном смысле выживали местные жители, можно прочитать в великолепной работе Л.В.Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса». Строго говоря, в монографии описывается более поздний исторический период, но климат и почвы за это время не изменились. Не изменился и быт руских людей - великороссов.

Достаточно точно мы знаем о том, что значительные доходы поступали от транзитной торговли, а так же о «сырьевой» направленности внешней торговли. Главный торговый путь, контролируемый суздальцами, проходил по Волге. Отсюда и богатство волжских городов: Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Существовал западный торговый путь от Волги до Галича (Волынского), проходивший по территории Ростово-Суздальских земель.
В связи с тем, что основное направление колонизации шло по северному пути, длительное время Великий Новгород воспринимался как политический центр. В дальнейшем новгородцы не раз приглашали к себе на княжение суздальских князей - в т.ч. князя Александра Ярославича («Невского»).

В домонгольский период политическое устройство Ростова Великого и Суздаля , городов, от которых Земля и получила своё название, было аналогично политическому устройству (Великого) Новгорода, Смоленска, Полоцка, Галича, других древнеруских городов-государств. Мы наблюдаем здесь сильную власть городского веча, влияние бояр (или аристократического элемента) и значительное ограничение княжеской власти.







на фото слева: Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.
январь 2008 г.











Процесс образования Ростово-Суздальской земли носил длительный характер. В исторической науке нет единой точки зрения по этому вопросу. В.А.Кучкин предложил следующие этапы формирования территории: первым центром формирующей Земли стал город Ростов, тогда ещё просто Ростов, без привычной нам сегодня титулатуры "Великий", см. карта-схема Ростовской земли в конце XI века по В.А.Кучкину. В принципе, первенство Ростова, насколько я помню, никем не оспаривается.
Затем главенство на территории формирующейся Земли перешло к городу Суздаль, но В.А.Кучкин для этого времени употребляет термин "княжество", см. см. карта-схема Суздальского княжества в середине XII века по В.А.Кучкину.
Более подробно на эту тему вы можете почитать в его книге, выложенной в интернете, ссылку смотрите в конце главы.

Однако существует и другая точка зрения, например, И.Фроянов считает, что Суздаль поднялся в политическом плане почти вровень с Ростовом, но всегда был вторым в этом дуумвирате.

Я бы хотел обратить внимание на важное обстоятельство. Формирование территории, грубо говоря, захват и контроль над огромной территорией первоначально производился силами городской общины Ростова, а затем совместно с союзной ему общиной Суздаля.
Не князья со своими дружинами, а именно городские общины Ростова и Суздаля осуществляли процесс формирования территории государства. Похожий процесс становления государственности мы видим в Новгородской земле.
Мы знаем, что киевские князья посещали Ростово-Суздальскую землю, но это были разовые акции, имеющие слабое значение на повседневную жизнь отдалённого от Киева региона.
Первым киевским князем, который длительное время жил и ярко проявил себя был Юрий Владимирович "Долгорукий". Однако следует отметить, князь прибыл на территорию РСЗ уже после формирования территории и государства.
События 1175-1176 годов, когда Ростово-Суздальская земля стояла на пороге гражданской войны и распада, описаны, например, в Лавреньевской летописи. Когда мы читаем летопись, то не можем не увидеть, что основными силами на политической арене РСЗ в это время являются "владимирцы", "ростовцы", "суздальцы", "переяславцы". Летописец, явно симпатизирующий монархической княжеской власти, описывает нам картину борьбы городских общин, использующих князей в своих целях. Разумеется, князья тоже имеют свой политический и экономический интерес, своё влияние, но не они являются главной силой в то время. В контексте событий летописец прямо пишет, что "владимирцы" боролись не против Мстислава и Ярополка Ростиславовичей, представлявших интересы Ростова и Суздаля, а против Ростова и Суздаля.
Городские общины Ростово-Суздальской земли в 1175-1176 годах по Лаврентьевской летописи


Как и во многих древнеруских землях "младшие", "молодые" города-пригороды, набирают экономический вес и с течением времени пытаются либо выйти из подчинения "старшему" городу своей Земли, либо стать главным городом Земли.
В 1175 году владимирцы и переяславцы под военным руководством князя Михалка Юрьевича разгромили ростовчан и с этого времени Владимир (Залесский) получил независимость от Ростова, а Переславль-Залесский поднял свой статус. В городе появился свой князь - Всеволод Юрьевич.
К концу XII и началу XIII века, первенство в Земле переходит к "молодому" городу Владимир (Залесский).
К этому времени общие границы Ростово-Суздальской земли уже определены и закреплены в документах с соседними Землями.

Права княжения в Ростово-Суздальская земле достались младшему сыну Ярослава Мудрого – Всеволоду Ярославовичу и закрепились за его потомками . Однако такие права не означали активного участия князей в жизни Ростово-Суздальской земли.
Первым князем, действительно приложившим немалые усилия для жителей Ростово-Суздальская земли, считают сына Владимира Мономаха – Юрия Владимировича (Долгорукого).
Согласно дошедшим до нас сообщениям руских летописцев Юрий Долгорукий основал многочисленные "молодые" города в Ростово-Суздальской земле. Здесь, я думаю, к сообщениям летописей надо относится осторожно. Даже если Юрий действовал и по собственной инициативе, то практические шаги он наверняка согласовывал с городской общиной Ростова, а затем и Суздаля, главных городов земли в то время. Трудно представить, чтобы ростовская и суздальская общины не обращали внимание на самодеятельность князя в этом вопросе. Кроме того, само по себе основание городов требует больших финансовых, людских и т.д. ресурсов. Сомнительно, чтобы у князя были ресурсы в подобном объёме. А вот если князь как организатор, администратор действовал от лица общин Ростова и Суздаля, то всё достаточно реалистично. Города, заложенные во времена Юрия Долгорукого: Москва, Юрьев-Польской, Переслав-Залесский, Дмитров, Звенигород и т.д. Скорее всего, частично за княжеский счёт была построена его резиденция в Кидекше.
Однако значительную часть своей энергии Долгорукий направил на захват Киева. За это его собственно и прозвали Юрий Долгорукий. В 1157 г. в Киеве Долгорукий и закончил свои дни, будучи великим киевским князем.
Существует предположение, что одной из главных причин «дальних странствий» Юрия являлись сложные отношения с ростовскими и суздальскими вечевыми порядками.
Надо сказать, что читая о бурной жизни и деятельности Юрия Владимировича Долгорукого, в памяти невольно всплывают слова из известной песни: "Знаете, каким он парнем был..."

назад в начало страницы вперед