Н
ам достоверно известно о высоком уровне культуры на Руси X-XIII веков. Применяя термин "культура", я понимаю всё, что было создано человеком: как
материальное (здания, орудия труда, украшения и т.д.), так и нематериальное: летописи, книги, право, оформленное в законах и т.д.
Другой вопрос, какой шкалой оценивать "высокий", "средний" или "низкий" уровень культуры ? Что и с чем сравнивать ?
Если говорить об историческом этапе развития древнеруского общества в X-XIII вв., этапе разложения родо-племенного строя и перехода доклассового общества к
раннеклассовому, то мы можем говорить о "высоком" уровне культуры.
Особенно, учитывая географическое месторасположение Древней Руси - далёкая, холодная окраина европейской цивилизации. В этих условия рост культуры древнеруского общества
представляется несомненно ярким явлением.
Если же сравнивать, например, культуру античных городов-государств (Греция, Италия) и древнеруских городов-государств, не принимая в расчёт их разное расположение на
единой шкале времени, то сравнение будет явно не в нашу пользу. Да и сравнение Руси X-XIII вв. с передовыми странами европейской цивилизации того времени также будет
явно не в нашу пользу.
Разумеется, не все античные города-государства достигали таких высот развития искусства, науки, как, например, Афины, но общий уровень культуры античных
городов-государств не подлежит сомнению.
Лично я не вижу в этом особого драматизма или самоуничижения. Как я считаю, оценивать собственную историю (и культуру) надо не только по тому, что мы достигли сегодня.
Необходимо принимать во внимание когда и с чего мы начинали свой исторический путь. И каков он, наш исторический путь.
Любить свою страну, в том числе и свою культуру, надо такой, какая она есть. Не стоит придумывать того, чего у нас не было, чтобы поставить раннесредневековую Русь в
один ряд с передовыми странами современной ей Европой. Попытки самоутвердится, доказать непонятно кому, что "мы были не хуже их", приведут нас к глупому надувательству щёк
на пустом месте. В культурном, политическом отношении, мы, несомненно, европейцы, но ведь и Европа в то время была разная. Она и сегодня разная, как наша Россия.
Так что будем считать и отмерять наши культурные достижения опираясь на нашу историю, историю нашего общества, жизнь наших предков.
Почему я считаю нашу культуру, нашу цивилизацию европейской и все попытки каким-то образом рассуждать о руском евразийстве, т.е. о синтезе России и Азии просто
смешными ?
Начнём с того, что мы с вами говорим (общаемся между собой), думаем, создаём образы на славянском, т.е. европейском языке.
Мы пользуемся европейским алфавитом, т.е. записываем наши мысли, нашу историю, если хотите, общаемся с нашими предками, общаемся с нашими потомками, передаём им
наши знания, мысли на славянском, т.е., европейском языке.
Огромное количество европейских слов, отражающих европейское развитие русского общества, экономики, военного дела, культуры, вошло в русский язык за последние 400 лет, после
Петровских времён. Сегодня мы даже не предствляем современный русский язык без иностранных - европейских заимствований.
Музыка, «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени» (Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403. - информация из Википедии)
игра человеческого разума. В природе музыки не существует.
Восприятие музыки людьми, мне так кажется, происходит на интуитивном, подсознательном, иррациональном уровне. Музыка отражает психологическую совместимость большой
группы людей. В каком-то смысле, на уровне (подсознательного, эмоционального) музыкального восприятия происходит опознание инидивидуальных членов таких общностей по
принципу "свой-чужой".
Если обычный, неподготовленный среднестатистический европеец, в том числе русский человек, будет слушать не очень известное, как говорят "не раскрученное" классическое
произведение европейского композитора, он даже не поймёт - кем, в какой стране написано такое произведение. Но он, вне всяких сомнений, будет воспринимать такую музыку как
"свою".
Если тот же среднестатистический европеец будет слушать классическую "восточную музыку", он на слух услышит разницу и на слух определит, что это (не его), не
европейская музыка.
Я думаю, интересно провести такой опыт на уровне колыбельных песен.
То же самое можно сказать о разных языках нашей планеты. Даже неграмотный среднестатистический европеец на слух (интуитивно, подсознательно) может определить, где
европейский язык, а где нет.
Здесь мы должны задать более широкий вопрос - а что такое европейская цивилизация вообще ? Какой критерий "европейскости" ?
Давайте вспомним ситуацию начала новой эры в Европе. На территории Европы сосуществуют три цивилизации: римская (греко-римская) кельтская и германская.
Какую из этих цивилизаций мы можем считать европейской, а какую "не европейской" ? А ведь между этими тремя мирами, тремя цивилизациями, существовали значительные
различия.
Кроме того, сама римская (греко-римская) цивилизация распалась на "Западную" и "Восточную", в которых также стали нарастать различия. Особенно нагляно эти
различия стали видны на структуре государственной власти. В "Западной" части римской цивилизации сохранился сенат, значительно ограничивавший власть императоров. А вот в "Восточной" части римской
цивилизации установилась монархическая власть безо всяких ограничений.
Давайте ещё раз зададим вопрос: какая из этих цивилизаций "европейская", а какая "не европейская" ?
Важное напоминание. Чтобы показать вам повседневную жизнь руских людей, я выкладываю вам ссылки на мои странички, посвящённые посещениям музеев. Вы можете просто заходить на странички "Путешествия МР" или
"Путешествия ВКЛ" в моём втором сайте, и там искать музеи.
Но есть один музей, где собраны шедевры со всей Киевской Руси. Предлагаю вам отдельно посетить Государственный исторический музей в Москве.
«МОСКВА. Государственный исторический музей»
«О, светло-светлая и украсно-украшена земля Руская !
И многими красотами удивлена еси…»
Так восхищался Руской землёй неизвестный автор в «Слове о погибели земли Руской». На Западе только великий Петрарка в 1353 году (т.е., почти через 150 лет !) в сонете «К Италии» так же возвышенно воспел свою Родину.
Я предлагаю послушать вам великого Сергея Рахманинова. Его короткое произведение называется так: "Vocalise, Op.34 No.14". Но я для себя называю его "О, Русь":
«О, светло-светлая и украсно-украшена земля Руская !» (С.Рахманинов."Vocalise, Op.34 No.14")
К сожалению, из-за пожаров, татарских погромов, внутренних междоусобиц да и просто значительного периода времени, до нас дошли лишь незначительные свидетельства. Но даже столь малочисленные сведения позволяют создать не
один интернет-сайт и мы, как и в разделе "Христианство", который, строго говоря, необходимо рассматривать как часть культуры вообще, лишь кратко коснёмся некоторых аспектов этого
уникального явления.
Кроме того, некоторые стороны культурного достояния Ростово-Суздальской земли мы рассмотрим, например, в разделе "Архитектура".
На фото справа: Новгородские музыкальные инструменты XII века: гусли - "гудок", смычёк (реконструкция) и свирель.
Новгородский Государственный Объединённый Музей-заповедник.
январь 2009 г.
Говоря о культуре, культурных традициях Ростово-Суздальской земли, мы должны отметить несколько следующих обстоятельств:
- широкая славянская колонизация северо-восточного региона привела к симбиозу, взаимодействию славян и проживающих здесь финно-угорских племён, особенно в той области, которую мы называет "народной", "бытовой" культурой. До настоящего времени на "исконно русской территории" в названиях рек, озёр и т.д. мы встречаем большое количество древних финно-угорских слов. Так, например, русский город "Кострома" по одной из версий, переводится с финно-угорского как "крепость", "укреплённое место". Культ медведя (Михаила Потапыча, мишки косолапого) распространённый в северо-восточных районах, пришёл от проживавших на этой территории финно-угорских племён и т.д.;
- в это же время идёт интенсивный процесс христианизация общества, в первую очередь городов, проникновение новых христианских традиций, христианской культуры, наряду с сохранением древних языческих традиций, особенно в сельской местности;
- это период, когда происходит бурный рост городов и формируется особая городская (светская) культура.
Историки давно отмечают удивительное явление, наблюдаемой в руских землях: широкое распространении бытовой грамотности. Об этом говорят, в частности, сохранившиеся до наших дней на территории Великого Новгорода, берестяные грамоты: сообщения, письма и т.д., в буквальном смысле нацарапанные на коре берёзы. Археологи обнаружили, например, «тетради» двух новгородских школьников. Согласно сохранившимся записям, ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифры, основные молитвы.
Особая ценность берестяных грамот в том, что они написаны не в узком кругу образованной элиты, а в повседневной жизни простых людей. Только в силу природных условий и других причин до нас дошли берестяные грамоты, сохранившиеся в основном в Великом Новгороде. В незначительном количестве берестяные грамоты найдены в Смоленске, Витебске, Пскове, Старой Русе. Но широкая грамотность, во всяком случае, жителей городов (в том числе Ростово-Суздальской земли), мало у кого вызывает сомнения. Косвенным свидетельством этому служат многочисленные находки железных палочек - "писал" даже в слоях X века.
На фото слева: "Барма" - женское украшение.
Изготовлено в одном из городов Киевской Руси.
Новгородский Государственный Объединённый Музей-заповедник.
январь 2009 г.
Мы знаем о существовании школ при монастырях, где обучались будущих церковнослужителей.
Но существовали и школы иного типа для «лучших людей детей», где, кроме того, давали знания по философии, риторике, грамматике.
Нам известно о существовании школ для юношей. В 1086г. сестра Владимира Мономаха организовала школу для девушек при одном из монастырей.
У Татищева есть упоминание о князе Романе Смоленском, который открыл в городе Смоленске несколько школ. В этих школах преподавали так же латинский и греческий языки. Всё своё состояние он потратил на школы, и после его
смерти в 1180 году жители Смоленска собирали деньги на его похороны. Очень высоко оценивал Татищев и просветительскую деятельность владимирского князя Константина Всеволодовича,
который "одних греческих книг имел более 1 000, которые частию покупал, частию патриархи, ведая его любомудрие, в дар посылали сего ради..."
Но, по мнению Г.В. Вернадского, самым распространённым было индивидуальное (домашнее) обучение.
Известно, что Ростов Великий и Суздаль являлись не только важными религиозными центрами Ростово-Суздальской земли, но и всех руских земель. Известно и то, что Ростово-Суздальская, как и Смоленская земля в XII и начале XIII веков были важными интеллектуальными и художественными центрами всех древнеруских земель.
Об общем уровне грамотности свидетельствуют «Изборники» 1073 и 1076 годов, где созданы статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Естественнонаучный интерес удовлетворялся переводными "Шестодневами", и "Физиологами".
Руские люди того времени хорошо осознавали, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью». Некоторые книги даже называли «глубинными» (т.е. мудрыми) книгами.
Мы знаем о переводе на славянский язык византийских историков. В XI веке на славянский язык перевели «Историю иудейской войны» И.Флавия, пользовавшейся популярностью у читателей.
Благодаря современным технологиям, вы можете читать древнерускую литературу с помощью интернета. Ссылки на доступные ресурсы даны у меня в главе:
ИНТЕРНЕТ
Самым интересным, самым знаменитым и великим произведением, дошедшим до нас, является, без сомнения, "Слово о полку Игореве": фото № 1 и
фото № 2 созданное "по мотивам" неудачного походя на половцев новгород-сиверского князя Игоря, похода, описанного так же
в русских летописях, и написанное, вероятно, в 1185 году. Дошедший до нас экземпляр хранился в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря
г. Ярославль: книгохранилище - внешний вид и внутреннее помещение, где хранились рукописи: фото № 1 и
фото № 2 и фото № 3.
Здесь можно послушать великое руское произведение "Слово о Полку Игореве":
«Слово о полку Игореве. Аудиокнига»
О степени популярности и влияния «Слова…» говорит тот факт, что поэме подражали многие современники и писатели начала XIII века. «Слово…» цитировали псковичи в начале XIV века. А после победы на Куликовом поле в
подражании «Слову..» в Москве была написана поэма о победе над Мамаем – «Задонщина»,
В XII веке появилось «Слово Даниила Заточника». «Заточник» - заключённый, заточённый в тюрьму. Автор обращается к новгородскому князю Ярославу Владимировичу. «Слово Даниила Заточника» единственное дошедшее до нас
произведение, написанное в демократических кругах. В «Слове» мы знакомимся с множеством социальных и бытовых описаний, изложенных в виде притч и афоризмов
В XIII веке, в подражание «Слову Даниила Заточника» появляется другое популярное в то время (светское) произведении - «Моления Даниила Заточника». Но автор «Моления» представитель социального слоя, который впоследствии
будут называть дворяне. В «Молении» есть один ироничный пассаж. Автор пишет: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняющая соты мёдом, так я из многих
книг выбирал сладость словесную и мудрость». Это значит, что кто-то ездил учиться «за море» и уж наверняка был это не один человек, иначе автор не стал бы по этому поводу иронизировать, его бы попросту никто не понял.
Считается что «Моления…» были написаны в Переславле-Залесском. Моление по всей вероятности было обращено к сыну Всеволода III Суздальского – Ярославу Всеволодовичу, князю Переслава-Залесского.
«Моление» как и «Слово» привлекает внимание своей художественной стройностью и выразительностью языка. Автор не только хорошо знает литературу, но и связывает её с живым бытовым языком.
На фото справа: Азбука. Конец XIII-начало XIV века.
Новгородский Государственный Объединённый Музей-заповедник.
январь 2009 г.
Можно вспомнить про огромный пласт уникального явления существовавшего только на Руси – древнеруские летописи. Летописные своды и записи летописного типа составлялись на Руси до XVIII в. На сегодня известно более тысячи летописей. В летописях обычно переплеталась светская и церковная жизнь и многое зависело от взглядов конкретного сводчика, собиравшего материал о прошлом.
Развитие светской культуры, оборвавшееся в первой половине XIII века, свидетельствует о создании многих культурных центров, отражающих местные политические идей, особенности языка, литературную манеру письма.
Продолжить наш разговор о руской средневековой культуре вы сможете на страничке моего второго сайта. Исходя из того обстоятельства, что древнеруские земли уже не являлись единым целым, я создал две разные главы,
которые назвал так:
«Культура Московской Руси»
«Культура ВКЛ»
В моём новом сайте, являющимся продолжением этого сайта, на страницах "Путевых заметок" я начал размещение отдельных подробных фотопутешествий по музеям России, Украины, Белоруссии и Европы. Посетив музеи вы так же приобщитесь к культуре наших предков, и не только наших.
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, Путешествия ВКЛ».
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, путешествия МСК».
|