П
ервое упоминание о Суздале (или Суждале, Сюждале) в руских летописях приходится на 1024 год в связи с восстанием смердов против «старой чади», державшей «гобино» – урожай достаток.
Восстание было вызвано голодом, но, как часто случалось в то время, приняло заодно и антихристианский характер: восстание возглавили волхвы.
Ярослав "Мудрый" жестоко расправился с восставшими, но «жито» из Волжской Булгарии привезли.
«Яндекс. Суздаль с высоты птичьего полёта».
Само название города "Суздаль" имеет неоднозначный перевод. Его можно осмысленно и вполне адекватно к местным обстоятельствам перевести как на финно-угорские языки ( т.е. не один перевод), так и на славянский язык.
До славянской колонизации здесь существовали поселения меря. Это подтверждают археологические раскопки, проведённые на территории современного суздальского Кремля.
на фото слева: древнейшая улица Суздаля. Начинается, фактически от Детинца-Кремля.
Первоначальное, древнее её название "Гостевая", от слова "гость" - богатый купец.
Сегодня она называется просто: "ул.Толстого". А какого именно, сие никому в Суздале не ведомо.
Примерно в конце XI и начале XII веков на месте поселения меря сооружается крепость, укреплённая кольцом земляных валов общей протяжённостью до
1 400 метров. (На схеме справа). На валах установили деревянные стены и башни.
Во времена христианизации, стоящее напротив Детинца и разделяемое только Кидекшой, языческое капище уничтожили, а на его месте, по принятому обычаю, построили христианскую церковь.
Владимир Мономах, побывавший в этих краях, построил свою княжескую резиденцию на холме, через Кидекшу, там, где сегодня находится Музей деревянного зодчества.
Но древнему Суздалю не повезло. Почти все, что было построено в этот период, исчезло.
Последние из деревянных укреплений сгорели в XVIII веке, но часть земляных валов сохранилась до наших дней.
Частично сохранился и Собор Рождества Богородицы.
«Рождественский собор. Современный вид. Яндекс-путешествие по Суздалю».
Древний Детинец был заново застроен в позднее средневековье и сегодня его территорию можно угадать только по частично сохранившемуся кольцу земляных валов и Рождественскому собору:
см.фото № 1 и фото № 2 и фото № 3.
Богатство Суздаля основывалось на плодородии окружающих земель, так называемого «Ополья» контролируемого суздальской общиной, см.Ополья Ростово-Суздальской земли. Карта-Схема
В условиях относительно благоприятного для земледелия климата, плодородные земли позволяли получать стабильные урожаи зерна, других сельскохозяйственных культур и даже отправлять на «экспорт»
в Великий Новгород.
Как можете посмотреть на этой фотографии, как всё это выглядит, но фотографировал я в другом ополье, около Дмитрова: Плодородная чернозёмная земля "Ополья".
В "Музее деревянного зодчества" г.Суздаль, в летнее время можно наглядно видеть, какие сельскохозяйственные культуры , выращивались в Суздальщине.
Река Каменка (малая Нерль), на берегах которой раскинулся Суздаль, впадает в (большую) Нерль.
Можно совершить прогулку вдоль реки Каменка.
«Прогулка по набережной реки Каменка. Яндекс-путешествие по Суздалю».
или
«Река Каменка с высоты древнего городского вала. Яндекс-путешествие по Суздалю».
Суздаль - один из древнейших и известнейших руских городов всей Северо-Восточной Руси. Длительное время Суздаль был пригородом главного города Ростово-Суздальской земли - Ростова (Великого) и, исходя из имеющихся
сведений, вёл упорную борьбу за максимальную экономическую независимость, а затем и первенство. Так, например, в 1096 году Суздаль был полностью сожжён в ходе междоусобиц.
В ходе борьбы Суздаль смог доказать своё право на лидерство. Суздальская городская община получает те же права, что и ростовская. Для этого периода времени земля называется Ростово-Суздальская, но вот насколько статус двух
городских общин был действительно равным ?
В это время в Новгороде именем "Суздаля" называют все Ростовские земли, однако отражает ли такое название статус города на территории земли, или это просто традиция ?
В начале XII века "Суздалем", "Суздальщиной" называют все Ростовские земли и в Киеве, но и здесь существуе вопрос, насколько такое название отражает реальную роль Суздаля в главенстве городов.
Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли считается Юрий Владимирович (Долгорукий). Борьбу за власть между общинами Ростова и Суздаля мы видим в действиях Юрия.
Он переносит княжескую резиденцию из Ростова в Суздаль. Вероятно, перенос княжеской резиденции означал первенство Суздаля, подчёркивал его столичный статус, статус главного города земли.
На фото справа: Торговые ряды. Здесь была торговая площадь ещё во времена Киевской Руси.
Свою резиденцию Юрий Долгорукий заложил не в том месте, где была резиденция его отца - Владимира Мономаха. Новая княжеская резиденция располагалась в новом месте, в 4 км. от Суздаля в
Кидекше. Строительство княжеской резиденции вне города - типичный для того времени способ строить княжеские резиденции: и князю спокойно, и горожанам. Кроме того, таким образом
Юрий Долгорукий мог контролировать важные торговые пути по Каменке и Нерли.
Позднее, этот приём повторит сын Долгорукого Андрей Боголюбский, во время борьбы Владимира за первенство в земле он построил свою княжескую резиденцию
Боголюбово около Владимира, на месте слияния (большой) Нерли и Клязьмы.
Но Суздаль не долго был главным городом земли. Новый, молодой пригород Владимир в конечном итоге одержал победу, став главным городом земли. Что касается Юрия Долгорукого, все свои планы он связывал с Киевом, где и закончил
свою бурную жизнь, а его сын Андрей Боголюбский, как мы уже говорили, перенёс свою резиденцию в пригород Владимира.
В конце XII и начале XIII веков Ростово-Суздальская земли распадается на две части. Одна из них остаётся под контролем Ростова. Другая часть земли достаётся Владимиру. Суздаль остаётся вместе с Владимиром.
Начало XIII века - период расцвета Суздаля. Об этом, в частности, свидетельствует перестройка Собора Рождества Богородицы в 1222-1225 годах.
С XIII века вокруг Суздаля возникают монастыри, многие из которых существуют и до нашего времени. С это времени Суздаль на долгое время становится одним из важных религиозных центров Руской земли.
Лишь нашествие монголо-татар прервало ход его жизни. В феврале 1238 года, одновременно с осадой Владимира, татары подошли к Суздалю и после отказа горожан сдаться, взяли его штурмом. Горожане, городская община была в
значительной мере уничтожена ордынцами, частично уведены в Орду. Имущество горожан, всех окрестных церквей и монастырей разграблено.
Почти 100 лет понадобилось, чтобы город возродился из пепла, но никогда больше городская община не играла такой роли, как в домонгольские времена.
|