ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

Р



уская цивилизация возникла на берегах нескольких водных систем. Вся история развития руской цивилизации - это история освоения территорий в первую очередь лежащих вдоль рек, больших и малых.
Реки - это самые важные древние "магистрали", которые длительное время, до появления железных дорог, надёжно связывали между собой как собственно руские земли, так и руские земли с ближними и дальними соседями. Но и в настоящее время, когда территорию бывших руских земель покрыли сети железных и автомобильных дорог, реки продолжают использовать как транспортные магистрали, а так же, как популярные туристические маршруты.
Реки использовались и как защитные рубежи. Киевские князья использовали реки Рось, Сула, Трубеж, и др, как природные защитные рубежи, защищающие от набегов кочевников.

Для наглядности мы используем две различные схемы.
На Схеме № 1 изображены водные системы на всей территории Киевской Руси, а именно.
Днепровская водная система;
Волжская и Окская водные системы;
Балтийская водная система: Нева-Волхов, Западная Двина, Висла (Буг);
Днестровская водная система;
Донская (верховья) водная система.
На Схеме № 2 предпочтение отдано территории Ростово-Суздальских земель – будущему сердцу Московской Руси и связанными с ней другими водными системами.

Мы можем, так же посмотреть на более подробную, более специализированную схему Днепровской водной системы и такую же схему Волго-Окской водной системы.



На фото слева: г. Владимир. Вид на мост через р.Клязьма и древнюю дорогу на Муром от Успенского собора.



Первые руские города появились на берегах рек. По берегам рек шёл, в частности, колонизационный поток Ростово-Суздалькой земли, строились новые города, осваивались новые территории. Вдоль водных систем шло общее развитие древнеруских земель. Водные системы не смыкались друг с другом, но люди научились переправлять суда из одной водной системы в другую. Перемещения обычно происходили в наиболее узких местах суши, разделяющей разные водные системы. Люди тащили (волокли) на брёвнах по земле лодки. Такие места называли «волоками». Волок в верховье реки Лама и дал название городу Волок Ламской - Волоколамск. Вышний Волочёк - это одно из мест, где переходили из «Балтийской» в Волжско-Окскую водную систему.
Для руских земель, очень важным обстоятельством являлся тот факт, что реки, особенно на севере и северо-востоке, служили магистралями не только летом, но и зимой.
Реки, как транспортные магистрали, связывающие руские земли, внутренний рынок сыграли важную роль в становлении руской цивилизации. Первые торговые связи были налажены между рускими городами, между городами и сельской местностью, а затем пришло время широкомасштабной внешней торговли.
О международной торговле на Руси позволяют судить находки кладов. Таких кладов найдено достаточно много. В этих кладпх мы видим так сказать "типовые товары" международной торговли того времени. Например, в Историческом музее г. Москвы вы можете увидеть клады драгоценных предметов международной торговли, найденные в Тульской и Рязанской области.
Впрочем, подобные дорогие товары могли быть средством накопления "капиталов". В случае серьёзной опасности в те времена люди не могли сдать деньги и другие ценные вещи на "ответственное хранение", а просто зарывали свои богатства в землю. Если хозяева погибали, сокровища так и оставались в земле, пока их обычно случайным образом не находят.
Ещё один важный момент: в захоронениях воинов находят весы. Это говорит о двойной специализации: воин-дружинник, он же торговец. И наоборот. И что важнее, ещё не известно.



На фото справа: г. Витебск. Западная Двина. Вид со стороны древнего посада.



Если мы посмотрим на руские земли, образовавшиеся к концу XII и началу XIII веков, то увидим, что обособление руских земель наблюдалось по их расположению вдоль тех или иных водных систем. Феодальная экономика, замкнутая в конечном итоге на естественные и неизменные транспортные магистрали и должна была разорвать общее единство руских земель.
В своей книге "Торговый мир средневековой Руси", Валерий Перхавко называет "четыре крупнейших межобластных рынка:
1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и др.);
2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.);
3) Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль Южнорусский и др.);
4) Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль и др.);

Нам известно, что два наиболее древних, наиболее известных и влиятельных города Древней Руси возникли на берегах Днепровской водной системы – Киев и Балтийской водной системы – Великий Новгород. Киев и Великий Новгород фактически контролировали водные системы на всём протяжении и на долгое время стали двумя политическими и экономическими центрами Руских земель. В литературе путь из Балтийского моря в Чёрное море назывался «из варяг в греки». Можно сказать, что Днепровская и Балтийская водные системы составляли единый транспортный поток "Юг" - "Север".
На схеме № 1 видно что Старая Ладога, называемая даже "первой древнеруской столицей" была основана около 750 года на важном транспортном потоке, который на его северной части, в конце концов, "оседлал" Великий Новгород. А Ладога так и осталась небольшим провинциальным городом.

Отдельно хочу отметить одно важное обстоятельство: транспортными магистралями Киевской Руси были реки. Но вода в реке, как известно, течёт только в одном направлении. Чтобы плыть по течению особых усилий не требовалось. Да только жизнь так устроена, что часто приходится плыть против течения, возвращаться назад. Смотрите: направление течения рек Киевской Руси.
Чтобы подняться против течения люди могли использовать природное явление ветер - паруса, собственную физическую силу - идти на вёслах, или тащить лодки на верёвках. Кроме того, люди могли использовать лошадей, волов, чтобы тащить лодки на верёвках против течения. Никаких двигателей внутреннего сгорания и подобных привычных нам технических достижений современной цивилизации в то время не существовало..
Я думаю, что "бурлаки" (люди или животные, тянущие грузовые или пассажирские суда против течения) явление достаточно древнее. По ветру, на парусах, против течения идти можно, но тут существует прямая зависимость от погоды. Идти против течения на вёслах тоже можно, но это скорее экстремальный спорт, чем регулярное транспортное сообщение. Так что остаётся простой и надёжный способ, не зависимый от капризов природы - тащить суда на верёвках.
А для этого надо сделать суда небольшими по размеру и тоннажу. То есть, перевозить в таких судах (против течения) выгодно малогобаритный, но дорогой груз.
Кроме того, сойдя с лодки на берег экипаж становится уязвим для нападения "плохих людей".

Ещё одно важное обстоятельство: сегодня мы видим реки современной цивилизации - полноводные, с плотинами, электростанциями и т.д. А ведь в Древней Руси реки были совершенно другими. Летом реки мелели, да так мелели, что многие можно было переходить вброд. Летом можно было идти по обмелевшим берегам рек и тащить суда на верёвках.
Только весной или осенью реки наполнялись водой. Вот тогда и совершались вниз по течениям рек перевозки грузов или путешествия. А ещё зимой, когда реки сковывал лёд и путешественники могли совершенно точно идти по льду, не боясь заблудиться. Зимой, кстати, направление течения реки не играло роль. Лёд же под ногами. Но в случае зимних передвижений существовала опасность попасть в засаду "плохих людей". Я думаю, уже тогда купцы и просто путешественники формировали караваны для передвижения между защищёнными населёнными пунктами. Ну и хорошо известно, что совершенно естественным считалось личное вооружение каждого мужчины.
Предлагаю вам фотографию Западной Двины в Витебске весной и летом: Западная Двина весной и летом.

Киев возник на берегу Днепра совсем не случайно. Территория вокруг Киева всегда привлекала своими плодородными почвами и благоприятным, комфортным климатом.
Но было и другое очень важное обстоятельство. Днепровская водная система, связывала между собой руские земли, а так же руские земли с Чёрным морем. В то время на берегу Чёрного моря (в районе современной Болгарии) частично располагалась одна из величайших империй раннего европейского средневековья - Восточная Римская империя, или "Византия", как принято называть её в нашей истории. Сами древние русичи называли жителей "Византии" ромеями, то есть, римлянами, между прочим. Древняя, богатейшая Византия была выгодным рынком сбыта, а если получалось, то и объектом грабежа.



На фото слева: Клад куфических (арабских) монет. X в.
Найден в дер.Хутынь, Новгородской области.
фото сделано в Государственном историческом музее. г.Москва.
Смотрите также: "Типовой товар" псковских купцов средневековья



В Киеве осуществлялся контроль за транзитной торговлей по Днепру, но главное организовывались масштабные военно-торговые экспедиции по сбыту собственных товаров и изделий местных мастеров и импорту товаров из Византии. Поэтому возникновение такого города как Киев было вопросом времени, а то, что им стал именно Киев, дело счастливого стечения обстоятельств и в том числе рельефа местности, ставшего частью оборонительных сооружений вокруг Киева.
Существовал ещё один транзитный сухопутный торговый путь, проходящий по Киеву. Через Владимир-Волынский и Галич он шёл в Польшу и Венгрию и далее в Западную Европу. Сегодня, при отсутствии документов, трудно сопоставить объём торговых операций по двум эти международным торговым путям. Но нет сомнений, что сухопутный торговый путь в Европу был более стабилен, более надёжен. Его не перекрывали степняки, как это часто бывало с Днепровским торговым путём.

Со временем на территории руских земель, расположенных вдоль Днепровской водной системы возникли новые города и к середине XII века образовались самостоятельные руские земли (княжества): Черниговская, Переяславская, Смоленская и др. Смоленская земля даже стала одной из самых высокоразвитых в культурном и экономическом отношении древнеруских земель в конце XII и начале XIII веков.
Но зависимость Киева от византийской торговли, возможно, сыграла с ним злую шутку. По мнению некоторых историков, после захвата Константинополя (столицы Византийской империи) крестоносцами в 1204 году, в Киеве начинается экономический упадок. Киевские купцы отчаянно пытались переориентировать свою торговлю на Запад через Галицко-Волынские земли. Но нашествие монголо-татар прервало эти попытки и после падения Киева в 1240 году древние земли вокруг Киева на столетия погрузились в забвение.

Великий Новгород был основан на берегу реки Волхов рядом с Ильменьским озером. Земля вокруг Великого Новгорода была малоплодородой, да и климат мало способствовал развитию сельского хозяйства. Неудивительно, что новгородцы всегда славились как искусные ремесленники. Но главное богатство Новгорода - это его стратегическое месторасположение. Новгородцы контролировали сразу два важных пути: в Балтику из Чёрного моря и в Балтику из Каспийского моря (и наоборот).



На фото справа: Место слияния р.Волхов и Ильменского озера ("Славянского моря").



Известно, что новгородцы всегда славились своей предприимчивостью, торговой хваткой. Главное внимание новгородцы уделяли, конечно же, международной транзитной торговле, но не забывали и внутренний (руский) рынок. По свидетельству летописцев, новгородцы стремились проникнуть в каждый руский город, организуя на местных рынках свои торговые представительства. Даже новгородские церкви принимали участие в торговом бизнесе. М. Покровский, на примере Великого Новгорода, отметил одну особенность древнеруской церкви, но мы можем думать, что так же было и в других руских землях. Если говорить современным языком, некоторые церкви «принимали товар на ответственное хранение». Вероятно, этим преимущественно пользовались иногородние (иноземные) купцы. В Новгороде это церковь Сорока мучеников и Святой Богородицы, а церковь Иоанна Предтечи на Опоках была «профессиональной» церковью торговцев воском – одного из самых богатых и влиятельных торговых объединений.

Город Псков, расположенный на берегу рек "Великая" и "Пскова", длительное время являвшийся «младшим братом» Новгорода, так же используя своё выгодное положение сумел получить независимость и стать вторым по влиянию городов на Северо-Западе.

Полоцк возник на берегу Западной Двины. Полоцкая земля, хотя и являлось составной частью pуских земель, всегда была особой, обособленной её частью, что согласуется с месторасположением Полоцка, большей частью ориентирующегося на торговлю с балтийскими странами.




На фото слева: река (малая) Нерль или Каменка. Город Суздаль.


Владимир-Волынский и Галич Волынский, главные города Галицко-Волынской земли, или Червоной Руси, располагались на юго-западе Киевской Руси. Это были одни из наиболее развитых и богатых в экономическом и в культурном отношении территории. Плодородные почвы и благоприятный климат издревле привлекали людей на эти земли. Здесь, на территории Галицко-Волынской (и Киевской) земли, мы видим наибольшую плотность городов всей обширной Киевской Руси и, вероятнее всего, наибольшую плотность сельского и городского населения. Три водные системы имели своё начало на этой территории: "Висло-Бугская" - с выходом на польские земли и Балтийское море; Днепровская (Припять) с выходом к Киеву ; Днестр, и Прут, с выходом в Чёрное море - Константинопль. На западные границах территории земель граничили с Венгрией и Польшей, а потому здесь проходил сухопутный торговый путь, берущий своё начало от границ Ростово-Суздальских земель.





Муром и Рязань – два древнейших руских города, расположены на Оке. Однако месторасположение Мурома не позволило ему в дальнейшем играть значительную роль в древнеруской истории. Вероятно, если бы Муром был расположен ниже по течению Оки, в месте слияния Оки с Клязьмой, или выше по течению его судьба была бы иной. Со временем половцы перекрыли путь через степи к Дону, и рязанцам остался торговый путь по Оке. Половцы в значительной мере отрезали от Рязани и плодородные южные земли , но самый тяжёлый удар нанесли монголо-татары, надолго отрезав руские земли от плодородных земель южнее Оки, а сама Ока стала границей между русскими землями и враждебной степью.

Ростов и Суздаль – два древнейших руских города. Города, давшие название большой территории расположены между Волгой и Окой. В исторической литературе территория между Волгой и Окой иногда называется Междуречье. Со временем территория Ростово-Суздальских земель простиралась по Волге от верховьев Волги до Нижнего Новгорода. Сам Нижний Новгород был заложен для отражения натиска Волжских Булгар, живших ниже по течению. Основной грузопоток проходил по Волге (Волго-Балтийский торговый путь), поэтому с течением времени наиболее богатыми стали города как раз и расположенные по Волге: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Другими важными реками являлись: (Большая) Нерль, Клязьма, Ока. Которосль, Волга, впадающая в Каспийское море, связывала pуские земли с Кавказом, Закавказьем, Средней Азией. По Волге проходило одно из ответвлений «Великого шёлкового пути. Из Балтийской водной системы через систему волоков в Волгу проходил торговый путь, связывающий Северную Европу и Каспийское море и наоборот.

Туров и Пинск являются древнейшими рускими городами. Они возникли на торговом пути из Киева в Западную Европу, пролегающему по реке Припять и Пина. Не случайно, что в Турове возникла одна из первых руских христианских церквей, а великие киевские князья всегда внимательно следили за этими городами.



На фото справа: г.Пинск. Река Припять.



Внутренняя торговля. Значительный объём внутренней торговли между рускими землями приходился на поставки зерна из южных земель в северные. Упоминаются следующие изделия, продававшиеся на рынках: оружие, металл, изделия из металлов, соль, гончарные изделия, полотно, мёд, воск, благовония, лес, изделия из дерева. Лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки, дичь. Пшеницы, просо, рожь, мука, хлеб.



Внешняя торговля карта-схема. Экспорт в Восточную Римскую империю: мех, мёд, воск, рабы (до христианизации), изделия местных ремесленников. Вероятно, в XII веке экспортировали зерно.

Импорт из Византии: вина, шелка, фрукты, изделия из стекла. Предметы искусства: ювелирные украшения, иконы и пр..
Экспорт в страны Востока: мех, мёд, воск, клыки моржей, шерстяное сукно и льняное полотно.
Импорт из стран Востока: специи, ковры, драгоценные камни, шёлк и сатин, дамасская сталь, лошади.
Экспорт в Балтийские страны: мех, мёд, воск, лён, пенька, канаты, холстина, хмель, сало, говяжий жир, овчины, шкуры, серебро и серебряные изделия.
Импорт из Балтийских стран: шерстяное сукно, шёлк, льняное полотно, иглы, оружие, изделия из стекла, железо, медь, олово, вино, соль, пиво, селёдка.
Транзитная торговля: шёлк, специи, драгоценные камни, ковры.

Из наиболее доступной литературы, интересное описание торговли в древнеруский период и всё что с ней связано, мы можем найти в книге М.Покровского "Русская история", гл.III "Заграничная торговля, города и городская жизнь X-XV веков".
Ещё одна интересная книга на эту тему: "Торговый мир средневековой Руси", Валерий Перхавко, Москва, Academia, 2006г.

назад в начало страницы вперед