В
ладимир (Волынский), центр Волынской земли, был построен на правом берегу реки Луга, среди болот, в том месте, где в неё впадает река Смочь. Своё название город получил
от имени его строителя - Владимира Святославовича. В нашем случае мы видим различие в названии главного-города земли "Владимир-Волынский" и собственно название земли "Волынская земля".
Возник город не позднее 1015 года.Первым князем Владимира стал сын Владимира - Борис Владимирович.
Сегодня, про прошествию стольких лет, от древнего домонгольского Владимира Волынского практически ничего не сохранилось. Сам город, это небольшой, провинциальный центр
фото № 1 и фото № 2 и фото № 3.
Только в местном "Государственном историко-культурном заповеднике "Древний Владимир", вы можете увидеть владимирские древности .
Но когда-то, во времена Киевской Руси, это был один из великих руских городов.
Основание нового города поблизости от древней Волыни, но в отдалении от больших судоходных рек, видимо, было связано со стремлением Владимира подорвать власть местных волынских князей или старшин прежнего племенного центра.
Выбор места для нового города определялся стратегическим положением.
Относительно неподалёку от города протекает река Западный Буг, являющаяся притоком Вислы. Но, в отличие от Волыни, Владимир стоял в 20 км от Западного Буга. При впадении реки Луга
в Буг находилось поселение, известное теперь под названием Устилуга (т. е. Устье Луга), где сохранилось городище.
Вероятно, что это и было место, которое жёстко контролировалось Владимиром. Примерно также Владимир Святославич поступил и в Переяславле Руском, основанном в некотором отдалении
от Днепра, на небольшой реке Трубеже, при впадении которой в Днепр также находился городок с названием Устье.
С течением времени город разрастался, усиливая свою экономическую мощь. Одновременно с экономическим ростом, усиливается разрастается и военная сила города, городского ополчения. Владимир становится главным
городом Волыни и к 1150 годам освобождается от власти Киева. В Волынской земле не было своей особой волынской династии князей-Рюриковичей, что говорит нам о том, какая сила в реальности являлась доминирующей.
Более подробно о жизни общины города Владимир-Волынский вы можете прочитать здесь:
« М.Я.Фроянов, А.Ю.Дворниченко "Города-государства Древней Руси"»
на рисунке справа: схема "домонгольского" Владимира Волынского по Т.А.Трегубовой.
Рисунок из книги Д.Г.Хрусталёва: "Русь от нашествия до "ига" 30-40 гг. XIII века.
Достаточно рано возникает владимирская епископия. Среди епископов Владимира знаем Иосафа и Василия «от Святые горы», монастыря в окрестностях Владимира. Об этом монастыре упоминается в Печерском патерике в рассказе,
относящемся ко времени Изяслава Ярославича (1054-1076 гг.)
Владимир - это хорошо укреплённый город, с деревянной стеною и башнями (вежами). В 1231 году к городу подходил венгерский король-крестоносец Андрей II, который увидев Владимир, был поражён и, по словам летописца:
" и рекшу, яко такого града не изобретохъ ни в Немецкыхъ странахъ". Ни Галич, ни другие виденные им руские города так не поразили его, что говорит о Владимире, как первоклассной крепости того времени.
Известны названия двух ворот в стенах Владимира - Гридшины и Киевские, расположенные у реки Луга . Название «Гридшины» ведёт своё происхождение от гридей - княжеских дружинников.
Во Владимире и в его округе сохранились каменные здания, восходящие по своей архитектуре к киевским временам. Величественным памятником архитектуры был Успенский собор фото № 1 и
фото № 2, построенный при князе Изяславе Мстиславиче. По Никоновской летописи, в 1160 г. «князь Мстислав Изяславич расписал святую церковь во Владимире Волынском и украсил ее дивно
святыми и дорогими иконами и вещами многими чюдными и священными сосудами златыми и серебряными, с жемчугом и с каменьем дорогим».
Предание так называет собор Мстиславским. Этот собор по ширине был равен церкви св. Софии в Киеве, а по длине превосходил ее. Под храмом обнаружены шесть великокняжеских и две епископские гробницы, остатки фресок и т. д.
О больших размерах укреплений во Владимире узнаём из другого свидетельства, относящегося уже к 1261 г. Татарский полководец Бурундай требовал уничтожения городских стен Владимира. Василько Романович вынужден был на это
согласиться, и «так как невозможно было вскоре разбросать город из-за его размеров («величества») , повелел зажечь его». Из этого известия видно, что стены Владимира сделаны были из дерева; их можно было разбросать и зажечь.
Размеры первоначальной крепости, Детинца, вероятно, были незначительны. Вскоре вокруг Детинца вырос большой город. О его границах можно судить по валам, на которых должны были стоять деревянные стены и башни, известные нам
по летописи. Общий контур сохранившихся валов напоминает неправильный полукруг. Но в XI-XIII вв. город уже не вмещается в их пределы. К северу от валов, в непосредственной близости к ним, стояли Пятницкая и Никольская церкви,
в предместье «Запятниче». «Заречье», расположенное к югу от реки Луга, было укреплено валом с южной стороны.
В разных частях города находят фундаменты старинных зданий. Фундаменты трёхабсидной церкви найдены были в урочище «Стара катедра». Это название указывает на существование здесь местопребывания первоначальных епископов
Владимира, их прежней, или старой, «кафедры». В урочище Белые берега («Бiлi берега») открыты были остатки фундаментов, в урочище Ильинщина виднеются грубые и глубокие фундаменты какой-то неизвестной постройки и т. д. В разных
концах города найдены такие же остатки 20 фундаментов.
на фото слева: Владимир Волынский. Памятник руским князьям Ярославу "Мудрому" и Всеволоду Ярославовичу.
Фото: Евгения Прудкова (Prudky.com)
Многочисленные находки во Владимире медных крестов, в том числе энколпионов, серебряных гривен, образков и т. д. указывают на значение Владимира как одного из центров ремесленного производства металлических изделий, в том
числе медных крестов, образков, оружия и т. д.
О развитии строительного дела во Владимире свидетельствуют находки кирпичей со знаками трезубца. На урочище «Запятниче» ещё в недавнее время жили гончары.
Владимир был не только крупным торговым центром, связанным через Западный Буг и Вислу с Германией, но торговал и с Балканским полуостровом, с Крымом.
Владимир - это один из крупнейших центров древнерусской образованности. Сегодня точно известно, что в княжеской библиотеке Владимира Васильковича конца XIII в., т.е после разгрома города монголо-татарами, хранились многие
церковные книги.
Во времена монголо-татарского нашествия, стольный град Владимир разделил печальную судьбу большинства крупнейших руских городов."..и приде к Володимеру и взя его и копием, и изби и не щадя". Город был взят штурмом за три дня. Судя по археологическим раскопкам, сопротивление владимирцев было ожесточённым.
Вокруг руин некоторых церквей обнаружены груды костей и черепа, пробитые гвоздями. Надо полагать, что монголы, ожесточённые сопротивлением, провели массовые казни попавших в плен владимирцев.
Даниил, по словам летописца, не нашёл во Владимире ни одного живого человека: " не бе на Володемере не осталось живыи, церкви Святой Богородици исполнена трупья, иныа церкви наполнены быша трупья и телес мёртвых".
Но жизнь во Владимире Волынском не прекратилась. В отличие от другого крупного центра - Галича Волынского, город оставался крупным торговым и культурным центров Галицко-Волынской земли и в последующее время, о чём сохранились
многочисленные свидетельства.
Ещё информацию по истории Владимира Волынского Вы можете прочитать в книге М.Н.Тихомирова "Древнерусские города"
«М.Н.Тихомирова "Древнерусские города"»
|