ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом


П



ереяславль Руский принадлежит к числу древнейших руских городов. А.Н.Насонов считал, что Переяславль Руский (или Переяславль Южный) был одним из трёх городов, составлявших историческую территорию собственно и называемую "Руская земля".
Летописец связывает его основание с борьбой против печенегов, когда Ян Усмошвец одолел печенежского богатыря (992 г.), но это явно позднейшее предание.
Первое появление Переяславля на исторической арене мы видим в летописном пересказе Договора Руси и Византии от 907 года. Второй раз Переяславль называется в Договоре Игоря с Византией от 945 г.
М.Тихомиров считал, что в летописном предании отражается перенос города в новое место в конце X в.
Нестор летописец, объясняя, откуда пошло название "Переяславль", отметил, что это город, в котором "некий отрок переял славу".
А можно, по аналогии, считать, что речь идёт о собственно городе, "переявшим славу". "Славный", "Прославившийся" город. Что-то вроде современного "город-герой".

В Киевской Руси было несколько Переяславлей: Переяславль-Руский, первый, так сказать, "изначальный".
Позже, переселенцы из южных регионом основали "Переяславль-Рязанский" и "Переяславль Залесский".
Ровно так же было и с реками Трубеж. Первоначально рекой Трубеж называлась река, протекающая у стен Переяславля Руского.
«река Трубеж. Яндекс-путешествие по современному Переяславу-Хмельницкому »
Затем, с появлением нового "Переяславля" в Рязанской земле, местная река, протекающая у стен города, получила название название Трубеж.
В Ростово-Суздальских землях, протекающая около стен Переяславля Залесского река тоже получила название Трубеж.


на рисунке справа: схема Переяславля Руского из "Музея истории архитектуры Переяславля времён Киевской Руси".

1. Епископские ворота с надвратной церковью Фёдора Стратилата. XI в.
2. кафедральный Михайловский собор, рисунок. Реконструкция.
кафедральный Михайловский собор, макет. Реконструкция.
3. Епископские палаты. XI в.
4. Церковь Андрея Первозванного. XI в.
5. Однонефная церковь. XI в.
6. Церковь успения Богородицы. XI в.
7. Часовня. XII в.
8. Церковь. XII в.
9. Церковь. XI в.
10. Укрепления Детинца.
11. Укрепления Посада.



В. Ляскоронский заметил, что «населённые места с названием Переяславль встречаются, кроме России, ещё и в других местах, некогда имевших или даже и теперь имеющих славянское население». Он указывает Великую и Малую Преславу на Дунае и Преславу (Пренцлау) у Щетина в земле западных славян.

Вторая река, которая омывала стены города, получила название "Альта".
«река Альта. Яндекс-путешествие по современному Переяславу-Хмельницкому »
Во времена Киевской Руси река Трубеж, а, возможно, и река Альта, были судоходными. Но сегодня, если Вы выйдете на место, где сливаются Трубеж и Альта, вы увидите только маленькую речушку.
«слияние рек Трубеж и Альта, вид с улицы Летописная. Яндекс-путешествие по современному Переяславу-Хмельницкому »

История Переяславля в некоторой мере представляет загадку. В особенности мало понятны причины, выдвинувшие Переяславль на такое видное место среди руских городов XI в., и его быстрый упадок.
Расцвет Переяславля происходит в XI в. В это время он занимает среди южноруских городов третье место по значению и стоит сразу же после Киева и Чернигова. Поэтому Ярослав Мудрый выделяет Переяславль во владение своего третьего сына, Всеволода.
В XII в. Переяславский стол утвердился за княжеской линией потомков Всеволода и Владимира Мономаха. Эта же княжеская линия княжила в Ростово-Суздальской земле, но во времена расцвета Суздальских земель значение самого Переяславля падает.
Княжение Рюриковичей в Переяславской земле. Схема.

Достоверных документов не сохранилось, но, вероятно, из этих мест в Суздальщину (и Галицко-Волынские земли) переселилось значительное количество беженцев. Значительное не в том смысле, что, "много вообще", а значительное от числа проживавших в то время вокруг Переяславля.
Тогда же в Суздальских земля появился новый город Переяславль-Залесский, а местная река получила название "Трубеж".
В конце XII века переяславский князь Владимир Глебович уже едва отбивал нападения половцев. Таким образом, процветание города было недолговечным.
По Ляскоронскому, три причины выдвинули Переяславль в разряд крупных руских городов: торговля, стратегическое положение, церковная политика. Однако М.Тихомиров считает, что «при ближайшем рассмотрении все эти три причины мало объясняют рост Переяславля. Прежде всего, неясно, что создавало из Переяславля выгодный пункт для торговли. Город стоял в некотором отдалении от Днепра, на реке Трубеже, никогда не имевшей значения большого водного пути. Передовое положение Переяславля на границе Руской земли скорее задерживало его экономический рост, чем ему способствовало, так как город вынужден был непрерывно отбиваться от половецких нападений. Наконец, установление в Переяславле епископии было следствием, а не основанием его экономического и политического значения.»
Сам М.Тихомиров считал, что «единственно правильное объяснение процветания Переяславля в X-XI вв. можно видеть в том, что он был центром для большой, прилегающей к нему округи на левом берегу Днепра, где в киевский период нельзя отметить ни одного сколько-нибудь значительного города и в то же время можно насчитать немалое количество городков-крепостей. Может быть, продолжал Тихомиров, первоначальное место Переяславля надо искать на устье реки Трубежа, где в конце XI в., по предположению Максимовича, находился город Устье, разорённый половцами в 1096 г. Здесь найдены были остатки какого-то здания из кирпичей, характерных для киевских построек. Тогда становится понятным и предание об основании Переяславля как города, поставленного на новом месте. Процветание Переяславля и его последующий упадок, видимо, объясняются сдвигом русского населения с юга на север».



на фото справа: Переяславль Руский. Епископские палаты. Реконструкция.
Фото с картинки из "Музея истории архитектуры Переяславля времён Киевской Руси".


Вопрос только в том, почему происходили сдвиги руского населения сначала на юг, а потом на север ?
Возможно, в этом нам поможет почвенная карта а так же фотография плодородной земли вокруг Переяславля Руского. Если вы посмотрите на почвенную карту и фотографию, то увидите, что Переяславль построили среди плодородных чернозёмных земель. Вот что влекло сюда руского земледельца – плодородная земля.
В современном Переяславле есть "Музей трипольской культуры", культуры земледельческих племён, проживавших в этой местности задолго до появления Киевской Руси.
Но эти же земли, были территорией зимних пастбищ степняков-кочевников. Вероятнее всего, во времена, когда руские смогли силовым путём вытеснить кочевников (печенегов, торков и др.) с этих территорий, происходит расцвет Переяслаля, главного центра земледельческой округи.
А когда в Причерноморье пришли новые, более сильные, более воинственные кочевники – половцы, они сумели подавить активность руских земледельцев, как, вероятно, поступили кочевники с земледельцами триполького периода.



В X-XI вв. Переяславль был одним из значительнейших руских городов, топография которого может быть теперь установлена довольно полно. Место древней крепости указывает Михайловская церковь, построенная над древним основанием. По словам М. А. Максимовича, писавшего в середине прошлого столетия, «эта часть Переяславля смотрит уже пустырём; но в древности тут-то и был город, заложенный и укреплённый князем Владимиром»
Застройка города каменными зданиями была произведена в конце XI в. переяславским митрополитом Ефремом. «Этот Ефрем, - пишет летописец, - был скопец, высокий ростом, многие тогда здания воздвиг, докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на городских воротах во имя святого мученика Феодора, и затем святого Андрея у церкви у ворот и строение банное каменное, чего не было раньше на Руси. И город заложил каменный от церкви святого мученика Феодора, и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями».
В этом известии особенно интересно указание на строительство каменного города и каменных городских ворот с надвратной церковью св Фёдора Стратилата («церковь на воротех городных»). М.Тихомиров считал, что, скорее всего, речь идёт о создании особого владычного замка в Переяславле, в том числе и каменной стены с башнями вокруг замка, а не о постройке каменных стен вокруг всего города.
Вопрос о переяславской митрополии до сих пор остался нерешённым, так как в списках руских епархий находим в Переяславле обычную епископию. В первой половине XII в. переяславская епископия включала в свой состав не только собственно Переяславскую, но и Смоленскую землю. Существование епископского замка-дворца в Переяславле, несомненно, указывает на большое богатство переяславского епископа.
По аналогии с другими рускими землями, появлении собственной епископии можно считать фактом утверждения государственности в Переяславской земле. Богатая городская община могла позволить строительство дорогих каменных зданий.
В том же Переяславле существовал княжеский двор, на котором в 1098 г. была заложена Владимиром Мономахом каменная церковь Богородицы. По мнению М.Тихомирова, это ещё более подтверждает мысль о существовании в городе двух дворов-замков, княжеского и епископского. По своему местоположению двое ворот переяславского города так и назывались: одни - Епископскими, другие - Княжими. Таким образом, в Переяславле мы имеем редкое сочетание церковной и княжеской власти над городом, каждая из которых владела своим замком» .
Вокруг города с его замками находилось предгородье. Здесь, вероятно, находились Кузнечные ворота, которые, по точному смыслу летописи, располагались под горою против луга .



на фото справа: Переяславль Руский. Реконструкция.
Фото с картинки из "Музея истории архитектуры Переяславля времён Киевской Руси".




Интересные исследования древнего Переяславля сделаны украинскими археологами, обобщившими разнообразный и малоизвестный археологический материал. По их мнению, в отличие от М.Тихомирова, Переяславский детинец, стояла при впадении реки Альты в Трубеж и занимала сравнительно небольшое пространство, площадью всего в 400 кв. м.
Валы Детинца не сохранились. Надо сказать, что от древнего Детинца ( и города) вообще ничего не сохранилось. Но, как показали раскопки, защитные валы имели сложную конструкцию. Это были деревянные срубы, заполненные землёй и с наружной стороны обложенные кирпичом-сырцом. Сверху возвышались деревянные «заборола».
«Остатки древних защитных валов города, современный вид. Яндекс-путешествие по современному Переяславу-Хмельницкому »

В Детинце стоял кафедральный Михайловский собор, построенный в 1080-е годы, стены которого были украшены фресками и мозаиками. Полы вымощены шиферными плитами.
Собор обрушивался в 1124 и 1230 годах, но конец в его существовании наступил при нападении монголо-татар в 1239 году. Сегодня от древнего собора остался только раскопанный археологами фундамент, расположенный ниже современного уровня земли, а так же восстановленный фрагмент фундамента, показывающий размеры древнего собора.
Вы можете посмотреть на современный Михайловский собор, построенный на месте древнего собора. Через ограду храма, за каменной дорожкой, видна лента древнего фундамента, которую вы видели на отдельной фотографии:
«Михайловский собор, современный вид. Яндекс-путешествие по современному Переяславу-Хмельницкому »
Мы можем зайти за ограду и посетить музей, расположенный в этом здании. Музей называется "Музей истории архитектуры Переслава времён Киевской Руси".
«Музей истории архитектуры Переслава времён Киевской Руси»
Поблизости от собора обнаружены фундаменты какого-то гражданского здания - возможно, это остатки банного строения. Баня прекрасно была известна в Древней Руси как раз под этим названием. Поэтому нет ничего мудрёного в постройке каменной бани митрополитом Ефремом, пришедшим из Византии. Применение дорогого камня для строения бани, обычно деревянной, и вызвало замечание летописца, что этого раньше не было на Руси.
Считается, что В соборе с 1118 по 1123 годы жил монах Сильвестр, один из авторов "Повести временных лет". Здесь же, в Михайловском соборе, он был похоронен.

К Детинцу примыкал относительно обширный окольный город, окружённый валами длиною в 3 200 м. Окольный город, или «острог», был в то же время городским посадом. Глубокий ров ограждал Переяславль с северной стороны. Посад был населён «людьми», ремесленниками и торговцами.
О существовании в Переяславле кожевников рассказывает уже летописное предание об основании Переяславля.
Одни из ворот города так и назывались Кузнечными, указывая на сосредоточие кузнецов в их районе. Различные находки, сделанные на территории Переяславля в последнее время, говорят о развитии в нём производства украшений и предметов обихода. Остатки жилищ, найденные в Переяславле, дают представление о быте небогатых горожан. «Стены их сооружались на деревянной основе и обмазывались сверху глиной. В углах находились глинобитные печи» .
В 1096 г. половцы осадили Переяславль, «а переяславцы затворились в городе». Это были не дружинники, а «граждане», отстаивавшие свой город от половцев. Жизнь в Переяславле была опасной; непрерывно приходилось отбиваться от половцев. «И сидел я в Переяславле 3 года и 3 зимы с дружиною; и многие беды приняли мы от войны и от голода», - вспоминает Владимир Мономах о своём княжении в Переяславле.



на фото слева: Переяславль Руский
Древнеруский воин.

Некоторое понятие о древнем Переяславле даёт летописный рассказ о войне Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславичем в 1149 г. Изяслав со своими полками пришёл к Переяславлю и стал у Трубежа, тогда как Юрий прошёл на заре мимо города и расположился на другой стороне реки «за зверинцем у рощения», следовательно, в лесу, в роще у княжеского охотничьего заповедника - «зверинца». Отслушав обедню в Михайловском соборе, Изяслав покинул город, перешёл Трубеж и, не поднимаясь на гору, остановился на лугу против Кузнечных ворот. При первой же тревоге он передвинул свои полки на поле, где стоял Красный двор. Битва началась утром на восходе солнца. Она была решена изменой переяславцев, перешедших на сторону Юрия. «А наутро Юрий, хваля и славя бога, вошёл в Переяславль и поклонился святому Михаилу» .
В приведённом рассказе интересны указания на топографию окрестностей Переяславля, на княжеский зверинец, «Красный» (прекрасный) двор, на поле и луг в ближайших окрестностях города.
Переяславские горожане в известии 1149 г. являются активной силой, решившей княжеское столкновение. Переяславский тысяцкий принимал участие в совещании 1113 г., на котором был составлен устав Владимира Мономаха, сохранившийся в составе Пространной Руской Правды.

Но, как мы говорили, период расцвета Переяславля Руского завершился в XII веке. Во время нашествия монголо-татар, это был маленький городок, который практически и не посещали руские князья. Известно, что монголо-татары начали штурмовать Переяславль без обычных предложений о сдаче. Вероятно, в их планы входило физическое уничтожение всего местного населения и использование освободившихся территорий для своих целей.
«...и взять град Переяславль копьём, изби всь [и люди вся сущаа во градеовыхъ избиша, а иных плениша], и церковь архангелы Михаила сокруши, и сосуды церьковьныя бещисленыя златыя и драгого аменья взять, и епископа преподобнаго Семеона убиша» .
После этого нападения город просто перестал существовать. Перестала существовать и Переяславская земля, руский форпост на южной границе Руси.
Неизвестно даже, когда возобновилась жизнь в городе.
Первой сообщение о Переяславской общине лично мне встретилось в летописи за 1324 год.
Вот что сообщает нам белорусско-литовская летопись относительно прихода Гедимина к Киеву. Князь Гедимин, собрав большие силы, пошел «по Велице дни на князя Станислава киевского, и пришел, возмет город Оуручеи и город Житомир». Киевский князь, заключив союз с переяславским князем Олегом, с князем брянским и с князем волынским, и «собралися вси у великом множестве людей своих русских». На реке Ирпень состоялась битва, в которой «поможе бог» Гедимину. Войско русских князей было разбито, а князья киевский и брянский убежали в Брянск. Гедимин «оступит Белгород». «И горожане видечи, иж господарь их з войска побег, а войско все наголову поражено, и они, не хотечи противитися войску так великому литовскому». Затем Гедимин обложил со всех сторон Киев, и «кияне почалися ему боронити. И лежал князь великий Кгиндимин под Киевом месяц, а затым здумали межи собою горожане киевский, иж моцы великого князя не могли терпети болши того без господаря своего, великого князя Станислава киевского. И вслышати то, иж Станислав утек от Кгиндимина, и войско господаря их побито, а в них нет зоставы никаторое, а князь их ни зоставил. И они, змовившимися одномысленне, поддалися великому князю Кгиндимину, и шедши з города со кресты игумены и попы и дьяконы, и ворота городовыи отворили, и стретили великого князя Кгиндимина честно, и вдарили ему челом, и поддалися служити ему, и присягу свою великому князю... на том дали... били челом великому князю Кгиндимину, штобы от них отчизны не отнимал. И князь Кгиндимин при том зоставил и сам честно у город Киев уехал. И слышали то пригородки киевский, Вышегород, Черкасы, Канев, Путимль, Слеповрод, што кияне передалися с городом, а господаря своего слышали, иж втек до Брянска, а силу его всю побнту, и вен пришли до великого князя Кгиндимина и с тыми вышереченными пригородки киевскими подалися служити, и присягу на том дали великому князю Кгиндимину. И переяславляне (выделено мной, В.З.) слышали, иж Киев и пригородки киевскиии подалися великому князю Кгиндимину; а господарь их князь Олг от великого князя Кгиндимина убит, и они, приехавши, и подалися з городом служити великому князю Кгиндимину, и присягу на том дали. И князь великий Кгиндимин, узявши Киев и Переяславль и вси тыи вышереченные пригородки, и посадил на них князя Миндовгова сына Олкгимонта, великого князя Олшанского, а сам з великим веселием у Литву возвратися».
События, описанные в летописи, происходили в 1324 году, то есть через 84 года после тотального разрушения Киева монголо-татарами в 1240 году.
Обратите внимание на два обстоятельства:
В тексте употребляются слова "горожане", "кияне", "горожане киевский", "переяславляне" и т.д. Здесь речь идёт не просто о жителях города, а о городских общинах, решениях городских общин.
Далее, обратите внимание, мы видим как восстановился ещё домонгольский "стандартный" порядок устроения древнеруских земель (городов-государств), в нашем случае в Киевской земле. Главный город земли, в данном случае Киев, принимает решение, а его "пригородки" (пригороды) это решение выполняют.



Предлагаю вам ещё одно фотопутешествие по замечательному музею Переслава-Хмельницкого. В Переславе-Хмельницком огромное количество музеев. Мы были в городе только один день, поэтому успели посетить лишь два музея, да и то, один осмотрели только частично.
Музей называется "Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины".
« Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины»

назад в начало страницы вперед