ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом


Д



ревнейшим из дошедших до нас памятников Ростово-Суздальской земли является собор Спаса-Преображения в Переславле-Залесском, см. фото:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3.


Сегодня, с помощью современных технологий, вы можете совершить виртуальное путешествие вокруг Спасо-Преображенского собора.
«Спасо-Преображенский собор. Современный вид. Яндекс-путешествие по улицам Переславля-Залесского»



Собор построили в 1152-1157 годах. Вероятно так выглядел Собор после строительства, во времена Юрия Долгорукого.
Собор выложен из белого камня, привезённого из Подмосковья. С наружной стороны вам будет трудно понять, что это белый камень, т.к. его просто заштукатурили.
Давайте посмотрим отдельные фрагменты собора:
фото № 1;
фото № 2;
Ещё отдельные фрагменты собора:
фото № 1.
фото № 2.
Отдельно хочу показать любопытную деталь декоративного украшения. Не будучи специалистом, глубоко тему не знаю, поэтому не могу сказать, когда появилась эта декоративная деталь украшения:
Аркатурный пояс на абсиде.

Почему меня эта деталь заинтересовала ? Похожий аркатурный пояс мы видим на стенах церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Спасо-Преображенский собор построен примерно в то же время, когда и Борисоглебская церковь в Кидекше. Так что появление сразу на двух церквах одного и того же декоративного элемента естественное явление.
Но, возможно, видимый здесь, на Спасо-Преображенской церкви, декоративный аркатурный пояс появился позднее.
Аркатурные пояса на Спасо-Преображенской и Борисоглебской церквах. Сравнение. фото № 1, № 2.

Если вы войдёте во внутрь Собора, то прекрасно увидите белый камень, из которого построен Собор:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4;
фото № 5;
фото № 6;
фото № 7;
фото № 8.
В соборе увидел восхитительную икону. Но когда написана икона, и где - не спросил. Не мог не сфотографировать:
Икона Преображение Господне.

Н.Н.Воронин, вероятно, лучший знаток архитектуры Ростово-Суздальской Руси, предположил, что первоначально Собор соединялся с княжескими палатами галереей, но до наших дней сохранился только Собор. Да и не могло дерево сохраниться до наших дней.
Реализовать подобный принцип, тесно объединяющий духовное и княжеское, сумел сын Юрия Долгорукого - Андрей Юрьевич Боголюбский в 1158 – 1164 в Боголюбово.
Реализовал, так сказать, сын хрустальную мечту своего отца.
Но и в Боголюбово до наших дней от княжеской части всего комплекса сохранилась только каменная башня и галерея, соединяющая Храм и Хоромы.




Кратко описать собор можно следующим образом:

1) Небольшой четырёхстолпный храм имеет одну главу.
2) Гладкая поверхность белых стен расчленена по вертикали лопатками с двойными уступами.
3) По горизонтали, чуть выше середины, в стене имеется уступ.
4) Стены собора не имеют характерного для владимиро-суздальского архитектурного стиля аркатурного пояса .
5) Нижний ярус стен лишён оконных проёмов, Они есть лишь вверху и их не много.
6) Узкие оконные проёмы растёсаны в сторону фасада и подчёркивают толщину стен. Вероятно, это связано с тем, что храм в минуту опасности мог использоваться как крепостное сооружение.
7) Стены увенчаны позакомарным покрытием.
8) Четыре подкупольных столба, высокие хоры у западной стены оставляли свободным внутреннее пространство.

Собор имел фресковую роспись, но до нас она не дошла.

Собор служил усыпальницей для князей переславского княжеского дома. В соборе до наших дней сохранились княжеские погребальные саркофаги . Княжеский род в Переславле быстро угас, поэтому княжеские захоронения в Соборе такие скромные.
Самый известный из переяславских князей - Александр Ярославович "Невский" никогда не лежал в общей усыпальнице переяславских князей. Такой вот исторический случай.

Согласно имеющимся сведениям, на строительство этого Собора Юрий Долгорукий пригласил мастеров из Галицко-Волынской земли. Во Владимире Волынском сохранился Успенский собор, построенный ещё в XII веке. Мы можем сравнивать оба храма. Вот только откуда у южноруских мастеров в свою очередь появилось умение работать с белым камнем ? В научной литературе мне встречалась точка зрения о том, что этому их научили мастера из территорий (современной) южной части Германии. А может из территорий (современной) Австрии.
Белокаменные постройки такой древности и сейчас можно встретить в тех местах.

Сегодня Собор является музеем, но, похоже, время от времени в Соборе проходят службы. Собор не отапливается, поэтому в холодное время доступ в него закрыт.

назад в начало страницы вперед