ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

С

офийский собор, или, если быть более точным, "Собор святой Софии, Премудрости Божией", один из выдающихся памятников древнеруской культуры, сохранившихся до наших дней.
Дошедший до наших дней, собор внешне стал значительно отличаться от своего древнего, первоначального вида, смотрите современный собор на фото:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4;
фото № 5;
фото № 6;
фото № 7;
фото № 8;
фото № 9.
Исследователями созданы предполагаемые модели древнего собора:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3,
но насколько они соответствуют реальности, доподлинно не известно.

Существуют средневековые зарисовки собора Абрагама ван Вестерфельда.
Сам собор располагался собор в центре Киева.

Истории Софийского собора посвящено огромное количество литературы, как научной, так и популярной. В настоящее время считается, что построил собор Ярослав Мудрый, а датой строительства называют 1037 год. Но существуют и другие мнения. Некоторые исследователи утверждают, что собор был заложен князем Владимиром, а его сын Ярослав Мудрый завершил строительство. Книгу Никитенко Н.Н., "Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской", в которой подробно излагается эта версия, мы и купили непосредственно в здании собора в маленьком киоске. Других книг, посвящённых Софии, на русском языке в это время не было.
И сегодня, несмотря на накопленный исследователями материал, нет ответов на многие фундаментальные вопросы истории, архитектурного облика и росписи Собора. Таким образом, можно смело сказать, что подлинная история Собора ещё не написана, если вообще будет когда либо написана ввиду скудности дошедших до нас сведений.

Как бы там ни было, София Киевская - это выдающийся духовный центр Руси. Именно духовный. Даже нас, людей не очень то и религиозных, да к тому же повидавших все сохранившиеся и восстановленные к настоящему времени древнеруские соборы и церкви, София Киевская восхитила. И не только восхитила но и поразила силой духа, исходящего от её стен. Наверное, каждый человек, считающий себя наследником русичей, должен хотя бы раз в жизни посетить Киев. И обязательно посетить Софийский собор.



На фото слева: Киев. Софийский собор. XII в. Реконструкция.



Строящемуся Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси. Это был оплот новой, христианской веры. Существует мнение, что строительство Софийского собора, прямо противостоящему уже действующему Собору Успения Божией матери, более известному нам как "Десятинная церковь", отражала борьбу за то, какая ветвь христианства утвердится в Руси, (будущая) православная или католическая. Может это так, а может и нет, но на протяжении нескольких веков София Киевская стала центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны.

В Киевской Руси существовали ещё два кафедральных Софийских собора: Софийский собор в Великом Новгороде и Софийский собор в Полоцке.

Не вызывает сомнений тот факт, что собор строили пришедшие из Царя-града (Константинополя) греческие мастера, по своим канонам, т.е. канонам Византийской (православной) ветви христианства. Дошедшие до наших дней фрагменты древних стен:
фото № 1;
фото № 2,
показывают нам строительные приёмы, привнесённые из Византии.
Из мозаик и фресок XI века, до нас дошло около 260 кв.м. мозаик и около 3000 кв.м. фресок. Написанные и созданные византийскими мастерами, эти художественные произведения рассказывают о политической и культурной жизни того времени.
К большому сожалению, исходя из своих соображений (2009 г.) , фотографировать и снимать в помещении Собора запрещено, а потому, я фотографирова всё это величие тайком от бдительных смотрителей музея. Несмотря на запреты, люди всё равно тайком фотографируют внутри собора и выкладывают свои часто "корявые" фотографии в интернет.
Вот, что из этого получилось у меня:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4;
фото № 5;
фото № 6;
фото № 7.
Для сравнения посмотрите мои фотографии такой же древней церкви и такой же древней мозаики, только в Риме, где фотографировать разрешают:
«Церковь Святой Марии в Трастевере. Рим. "Santa Maria in Trastevere."»

София стала местом захоронения киевских князей Рюриковичей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии Киевской и в Успенском соборе (Десятинной церкви) — не получил у историков убедительного ответа.
Известно, что в Десятинной церкви был похоронен Владимир Святой, креститель Руси, княгиня Ольга. До наших дней сохранился саркофаг княгини Ольги.



На фото справа: Киев. Софийский собор. X век. Реконструкция проф. Д.П.Сухова.
Фото из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси"


В здании Софийского собора сохранился саркофаг из мрамора, в котором, как предполагают историки, был похоронен Ярослав Мудрый. В Турове и Пинске нам встретились саркофаги из розового туфа примерно того же времени, в котором, как считают, были похоронены кто-то из Рюриковичей.
Аналогичную роль играл Спасский собор в Чернигове
фото № 1;
фото № 2,
в котором хоронили черниговских великих князей Рюриковичей.
В дальнейшем, традиция хоронить великих князей-царей Рюриковичей в саркофагах была продолжена в Московской Руси, в Архангельском соборе Московского Кремля:
«Архангельский собор Московского Кремля.»

В течение веков собор претерпел многочисленные. София страдала в годы междоусобиц. Во время разгрома Киева Батыем в 1240 году она была в очередной раз разграблена, но уже не своими, рускими, а монголо-татарами. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

После запустения Софии в XV - первой половине XVII вв., были проведены первые крупные работы по восстановлению и реставрации. Главными задачами, которые поставил митрополит Пётр Могила, были ремонт и восстановление ядра собора. Пётр Могила насколько мог сохранил древний облик здания и фресок, но полностью закончить свою работу не смог. Слишком велики оказались затраты.
Следует отдельно отметить, что значительную роль в исследовании и воссоздании первоначальных фресок играют рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, находившегося в свите литовского гетмана Януша Радзивилла, который захватил Киев в 1651 году. Исследователи отмечают объективный характер рисунков, тщательную передачу художником натуры.
На рубеже XVII-XVIII веков в Софийском соборе вновь проводят восстановительные работы. В это время собор окончательно восстанавливают, но он подвергается значительной перестройке. Теперь собор приобретает знакомые нам характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков, а под слоем новых масляных красок исчезают многие древнеруские фрески.



На фото слева: Софийский собор. Мозаика.


В 1843 году предпринимаются попытки восстановить древние фрески, но примитивные методы реставрации нанесли значительные механические повреждения и привели к утрате красочного слоя, многие сюжеты оказались фрагментированными.
В 1934 году в Софийском соборе открывают музей. Но, как говорят, нет худа, без добра. Одновременно с открытием музея начинаются серьёзные реставрационные работы на научной основе, без каких-либо подновлений.
В настоящее время в здании Софии Киевской продолжает функционировать музей. У входа можно увидеть макеты Софийского собора. Здесь же есть замечательный макет домонгольского Киева, который даёт наглядное впечатление, каким огромным и красивым был Киев.

Более подробно про историю Софии Киевской, можно прочитать, например, на этом сайте "Национальный заповедник София Киевская": http://nzsk.org.ua./

назад в начало страницы вперед