Н
аиболее известным памятником Ростово-Суздальской (более точно во временных рамках уже не Ростово-Суздальской, а Владимиро-Суздальской или просто Владимирской) земли является Владимирский Успенский собор.
Другое, более полное название, - Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Смотрите фото современного собора:
фото № 1.
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4;
фото № 5.
Вы можете совершить визуальную прогулку вокруг собора.
«Яндекс. Пешеходная прогулка вокруг Успенского собора».
Постройка первой очереди собора относится к 1158-1161 годам.
Первоначально собор был одноглавым, шестистолпным, богато декорированным резным каменным украшением Стены украшали рельефы. Часть рельефов сохранилось до настоящего времени.
Успенский собор 1158-1161 и 1189 гг. Рисунок-реконструкция Н.Н.Воронина.
Судя по всему, первоначальный вид Успенского собора, только в других, меньших пропорциях, вы можете наглядно увидеть. Понятно, что буквального сходства нет, но образ первоначального Успенского собора можно представить.
Для этого надо пройти от Успенского собора буквально несколько минут и посмотреть на Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) .
Для строительства собора выбрали самую лучшую точку городского рельефа – южная часть города, на территории Детинца (цитадели).
Собор господствует над окружающей территорией. С территории вокруг собора открывается вид на Клязьму и далекие от города окрестности.
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3.
Можно посмотреть на Владимирский собор с помощью визуальных технологий.
«Яндекс. Вид на Успенский собор».
Великолепный вид открывается на визуальной панораме Яндекса из этой точки, но т.к. сотрудники Яндекса иногда отменяют подобные картинки, однажды на этой странице вы можете ничего не увидеть.
«Яндекс. Вид на Успенский собор».
Предполагалось, что собор станет главным храмом владимирской епископии, символом владимирской независимости. Даже само посвящение собора - Успению Богоматери имело свой подтекст.
Главным городом Ростово-Суздальской земли долгое время был Ростов. Главным, кафедральным храмом Ростова, а значит и всей Земли, был Успенский собор. Так что строительство большого и красивого кафедрального храма во Владимире
должно было подчеркнуть преемственность и в то же время главенствующую роль Владимира на своей территории. Его независимость от Ростова.
Владимирский Успенский собор сделали выше киевского Софийского собора, что в понятиях того времени означало превосходство Владимира-Залесского (Владимира Суздальского) над Киевом.
Надо отдельно отметить, что по мнению Н.Н. Воронина, Успенский собор в Ростове Великом, который строили те же строительные артели, был, в свою очередь, выше Владимирского, по тем же самым причинам.
Но до наших дней первый Ростовский Успенский собор не сохранился. Предполагают, что по внешнему виду он был таким же, как и во Владимире.
Пожар в 1185 года нанёс собору значительный ущерб. Считается, что почти всё внутреннее убранство было уничтожено. Чудом сохранилась икона Владимирской Божьей Матери – главная храмовая святыня.
В 1189 году мастера Всеволода III Суздальского (Всеволода Большое гнездо) восстановили и перестроили собор, при этом собор увеличился почти в два раза.
Собор обнесли дополнительными стенами – галереями, соединёнными со старым собором арками. Закомары старого собора и новые пристройки образовали двухрядную, оригинальную композицию перекрытия. Пять золочёных глав собора
взметнулись ввысь и дали ему прекрасное завершение.
В этом виде он и сохранился до наших дней.
Наружная и внутренняя отделка собора поражала своей красотой и роскошью современников. Тонкие и изящные столбы внутри создавали впечатление большой высоты и широкого пространства.
Богатый аркатурно-колончатый пояс:
фото № 1
фото № 2;
покрывал фасад собора.
Сами фасады, благодаря членению пилястрами казались шире и наряднее. Сравнительно узкие в глубине окна, благодаря растёсанным фасадным проёмам выглядели гораздо больше.
Между колоннами поясного украшения помещены фресковые изображения святых. Фрески в сочетании с позолотой аркатурного пояса рельефно выделялись на белом камне стен.
Великолепно украшены:
порталы (врата),
апсиды ,
барабаны с куполами .
Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему виду. Дорогие ткани, золото, драгоценные камни, жемчуг и живопись должны были свидетельствовать о мощи и богатстве владимирской общины.
Богатство и роскошь собора, сложные и красивые обряды, совершаемые во время богослужения имели и другую важную цель: создать у молящихся впечатления рая на земле. Это было важной частью эмоционального воздействия на людей того времени.
Центральное место среди этой роскоши занимала икона Владимирской Божьей Матери, вывезенная Андреем Боголюбским из Киевской земли.
Красота собора восхищала современников, и не даром Успенский собор во Владимире был взят за образец для Успенского собора в московском Кремле:
фото № 1;
фото № 2;
фото № 3;
фото № 4;
фото № 5.
Более масштабные фотографии вы можете посмотреть на странице моего второго сайта:
«Успенский собор Московского Кремля»
В соборе похоронены Андрей Боголюбский, Всеволод III Суздальский (Всеволод "Большое Гнездо"), его сын Юрий Всеволодович, погибший 4 марта 1238 года в битве с татарами на реке Сити, другие члены княжеского дома.
В соборе похоронили переЯславского (тогда ещё ПереЯславль-Залесский) князя Александра Ярославовича "Невского", в память о его заслугах перед Владимирской землёй. Позднее мощи Александра Ярославовича были перенесены в
Санкт-Петербург.
В соборе похоронен известный древнерусский писатель Серапион Владимирский.
Вплоть до 1328 года, пока Владимир был столицей великого Владимирского княжества (т. е. административным центром самого крупного княжества Северо-Восточной Руси) под сводами собора руские князья принимали
великокняжеский титул.
Но роль собора не ограничивалась только богослужением и проповедями. В соборе велось летописание, находилась первая владимирская библиотека.
В начале 1400-х годов в украшении внутренних помещений собора принимал участие легендарный руский летописец А.Рублёв. В одном из замечательных московских музеев вы можете увидеть копии его фресок из Успенского собора:
«Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Трапезный зал»
или на странице моего второго сайта:
«Руская фреска»
Успенский собор и сегодня является действующим кафедральным храмом.
Фотографировать внутри собора в январе 2008 года мне не разрешили. А как обстоят дела сегодня, не знаю.
|