Р
язань (домонгольская), или, как сейчас принято говорить, (Старая) Рязань, впервые упоминается в руских летописях в 1096 году в связи с войной Олега Святославовича с Владимиром Мономахом.
Сегодня от домонгольской (Старой) Рязани остались лишь смутные очертания древнего городища и мы может представить, как выглядела домонгольская Рязань только
по материалам археологических раскопок. Собственно на этих археологических материалах, да на общем знании древнеруской городской жизни, рисуются картинки исторической реконструкции:
рисунок № 1 ;
рисунок № 2 ;
рисунок № 3 )
создаются макеты в музеях:
фото № 1;
фото № 2.
(Старая) Рязанью, стояла на возвышенном правом берегу Оки, несколько ниже впадения в неё реки Прони.
Происхождение названия Рязань, или Резань в русских летописях, точно не известно. Д. И. Иловайский производил название города от местного слова «ряса», обозначавшего топкое, несколько болотистое место
М.Н.Тихомиров считал, что название «Рязань» надо искать в корнях мордовских слов и сближать его с племенным названием мордвы - «эрзя».
Как видно на фото, остатки древних валов сохранились в (Старой) Рязани до настоящего времени. Вал окружал город с трёх сторон, с четвёртой Рязань была прикрыта природной
крутизной речного берега. Город по размерам занятой площади выделялся из числа обыкновенных укреплённых замков.
Важной особенностью Старорязанского городища является наличие на нём возвышенной северной части, холма, отделённого от остального городища оврагом, размытым на месте рва - на схеме обозначено цифрой "2"
на рисунке справа:
(Старая) Рязань. План городища.
1. Северный мыс городища;
2. Северное городище;
3. Спасский собор, конец XII вв.;
4. Торговая площадь (торговище);
5. Борисоглебский собор, XII в.;
6. Успенский собор, XII в.;
7. Южная оконечность городища;
8. Исадские ворота;
9. Новые Пронские ворота.
Чёрными линиями показаны древние оборонительные валы.
("Русское градостроительное искусство. Древнерусское градостроительство X-XV вв.")
взято из книги Д.Г.Хрусталёва "Русь от нашествия до "ига" 30-40 гг. XIII века.
Монгайт предполагает, что здесь и возникло древнейшее славянское поселение X в., которое потом распространилось на всю территорию, отделённую теперь внутренним валом.
В XI столетии тут находился Кремль (Старой) Рязани. В XII в. Рязань была окружена обширными валами; князь и бояре переселились в более удобную южную часть города, в район Успенского и Борисоглебского соборов.
Примерно так же развивался Киев, где первоначальный город сосредоточивался в районе Десятинной церкви, а позже передвинулся к Софийскому собору.
Но валы, вероятно, как и в других русских городах, вряд ли окружали все кварталы.
Некоторые ремесленные производства требуют большого количества воды и обычно располагались на низменных речных берегах. Как далеко шли ремесленные слободы Старой Рязани, сказать уже невозможно. В позднейшее время город
потерял своё прежнее значение и память об его прежней топографии стёрлась. Во всяком случае, считал М.Тихомиров, остатки их надо искать поблизости от городка, может быть в районе современного села Старая Рязань.
В городе стояли каменные Успенский и Борисоглебский соборы. В крестчатом плане Борисоглебского собора некоторые исследователи видят несомненное влияние кавказской архитектуры XII в., как и в церкви Ольгова городка при
впадении Прони в Оку.
Это наблюдение имеет для историка большой интерес, если вспомнить о несомненных связях соседней Залесской земли с Кавказом.
Вероятно, в одной из таких церквей были «Золотые врата», аналогичные «Златым вратам» Рождественского собора в Суздале. Об этом нам говорит найденная на городище
пластина, фрагмент ворот.
О былом богатстве Рязани говорят клады, найденные на её территории. В 1822 г. местные крестьяне внутри вала наткнулись на клад золотых предметов, находившийся на глубине до 0,6 м
в истлевшем кожаном мешке. Клад заключал так называемую «Великокняжескую барму»,
11 круглых блях нагрудного убора («бармы»), украшенных самоцветными камнями, эмалью и жемчугом. Уже первые издатели клада отметили, что медальон с изображением Ирины имеет надпись «Орина», что указывает на русского мастера .
Толстой и Кондаков считали, что некоторые медальоны клада - «местной рязанской работы». Они отмечают, что «работа сканных украшений, оставаясь прежнего типа, отличается здесь редким совершенством и небывалою тонкостью, ясно показывая, до чего могла достигать ловкость русских мастеров» Судя по богатству украшений, рязанские бармы сделаны в княжеской мастерской.
Для оценки былого богатства Рязани важно отметить периодические находки кладов в районе Рязани, что исключает представление о случайном заносе драгоценностей в эти отдалённые земли Древней Руси.
Такие клады были найдены в (Старой) Рязани в 1868 г. при распахивании земли возле остатков вала древнего городища, в 1887 г. - при обвале от дождя одной из сторон холма, на котором находится сельское кладбище.
Многочисленные драгоценные украшения из найденных на территории (Старой) Рязани кладов сегодня демонстрируются в музее Рязанского Кремля:
«Драгоценные украшения рязанской знати».
Замечательнее всего, что рязанские клады в той или иной мере однородны по подбору предметов. В большинстве это наплечные украшения, на которых, видимо, специализировались рязанские мастера. Различие в богатстве украшений говорит за то, что оплечья изготовлялись не только для княжеского двора, но были рассчитаны на более широкий сбыт.
Раскопки, произведённые в Старой Рязани за последние годы, показывают широкое развитие в этом городе металлического производства. Ремесленники Старой Рязани занимались обработкой чёрного и цветных металлов. В одной землянке были обнаружены «слитки олова и многочисленные обрезки тонких листов меди, медные мелкие изделия, медная стружка». В одной яме, находившейся рядом с полуземлянкой ремесленника, «найдено много железного шлака, криц, молоток, зубило».
Специальностью Старой Рязани было производство различного рода металлических украшений с перегородчатой эмалью. Неоднократные находки шейных цепей, иногда типа богатейших украшений, говорят о существовании здесь одного из центров их производства. Но это дорогие предметы. Наряду с ними выпускались и более мелкие вещи для относительно широкого сбыта. Рязанские вещи распространялись не только в соседних древнерусских
землях, но и среди мордовского населения. Об этом говорит находка «узких и тонких медных полосок, служивших для изготовления мордовских накосников»
При раскопках обнаружены были главным образом землянки и полуземлянки ремесленников. Но существовали и наземные постройки гораздо большего размера. Одна постройка, вскрытая раскопками, занимала относительно большую площадь;
в ней была глинобитная печь. К северу от постройки стоял амбар, где найдены были ржаные зёрна. Центральная и юго-восточная части (Старой) Рязани были заселены менее густо, чем северная, судя по тонкому культурному слою.
Вероятно, здесь жили более зажиточные круги старорязанского населения, усадьбы которых были окружены садами и огородами. (Старая) Рязань в период своего расцвета являлась типичным средневековым городом.
Дома тут перемежались с огородами, садами, пустырями.
Украшение, найденное на раскопках городища (Старая) Рязань.
Рязанский Кремль. "Дворец Олега". Экспозиция "От Руси к России" (первая часть экспозиции - Домонгольская Рязанская земля).
«Фотографии в большом увеличении».
июль 2013 г.
В 1195 г. в Рязани уже существовал Борисоглебский собор, служивший усыпальницей рязанских князей. При раскопках найдены фундаменты трёх каменных церквей: Успенского, Спасского и Борисоглебского соборов.
Укрепления города были деревянными. Так надо понимать сообщение летописи о сожжении «града» в Рязани в 1208г. по приказанию Всеволода Большое Гнездо. Это же летописное сообщение показывает, что под рязанцами понимались горожане, которые были способны сказать владимирскому князю «буюю речь, по своему обычаю и непокорству». Сжигая городские укрепления, Всеволод всё-таки пощадил людей и их имущество
Неизвестно, когда резиденция епископов была переведена из Мурома в Рязань, но случилось это, во всяком случае, не позднее начала XIII в.
Считается. что нашествие монголо-татар положило конец старой столице Рязанской земли. Сам город был взят штурмом в декабре 1237 года. "И не оста во граде ни един живых, вси равно умориша и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ту ни стонюща, ни плачуща: и ни отцу и матери с чадех, или чадом о отци и матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертви лежаща".
В научной литературе обычно пишут, что после ухода монголо-татар некоторое время жизнь на месте городища могла продолжаться, но новые люди уже не шли в (Старую) Рязань и жизнь здесь через некоторое время прекратилась. Новой столицей Рязанской земли со временем стал Переяславль Рязанский.
Есть у меня с новой столицей Рязанского княжества один вопрос: когда Переяславль Рязанский стал новой столицей княжества ? Мне встречались разные даты, например, Переяславль Рязанский стал новой столицей около 1400 года, во время княжения знаменитого великого князя рязанского Олега Ивановича, т.е. почти через 160 лет (!) после разрушений 1237 года. Д.И.Иловайский, написавший специальное исследование "История Рязанского княжества", считал, что перенос столицы произошёл раньше, около 1300 годов, т.е через 60 лет после нашествия, а ведь это время жизни ДВУХ поколений.
В любом случае, мы можем быть абсолютно уверенными в том, что НЕ МОГЛО Рязанское княжество существовать без стольного города - столицы. И длительное время после разрушений 1237 года, вероятно, не меньше 60 лет, столицей Рязанского княжества оставалась (Старая) Рязань.
Подробнее на эту тему мы поговорим на страницах моего второго сайта: «ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА».
Фотографии городища "(Старая) Рязань"
(Старая) Рязань»
Дополнительный материал по домонгольской истории Рязанской земли вы можете посмотреть совершив фотопутешествие по двум выставкам Рязанского Музея:
От Руси к России (Домонгольская Рязанская земля)
Переяславль Рязанский. Археология открывает тайны
Более подробно по истории города (Старая) Рязань Вы можете прочитать в книге В.П.Даркевича "Путешествие в древнюю Рязань. Записки археолога". Ценность этой книги в том, что автор, доктор исторических наук, более десяти лет возглавлял Старорязанскую археологическую экспедицию. Наверное, лучше него никто не может рассказать об истории (Старой) Рязани.
Путешествие в древнюю Рязань.Записки археолога»
Ещё одна книга, в которое есть глава, посвящённая (старой) Рязани: М.Н.Тихомиров "Древнерусские города", по адресу:
«Древнерусские города.».
|