Г
орода-государства Древней Руси. Сходство и отличия с античными городами-государствами (полисами).
Предлагаю вам цитату из их книги «Фроянов И.Я.Дворниченко А.Ю. "Города-государства Древней Руси"».
Я приведу большую цитату из работы И.Фроянова и А.Дворниченко о древнеруских городах-государствах:
"Анализ исторического материала убеждает в том, что социально-политическое развитие Руси XI — начала XIII вв. протекало в едином русле. Нет оснований, скажем, противопоставлять в этом отношении Юг и Север, Киев и Новгород, полагая,
будто волховская столица конституировалась на республиканских началах, а днепровская на монархических. Нельзя, разумеется, игнорировать местные особенности, различия в темпах формирования социально-политической организации. Однако
в целом древнерусские земли-волости демонстрируют принципиальное тождество исторических судеб вплоть до Батыева нашествия.
Исторические данные позволяют проследить, как рождались и росли в Древней Руси городские волости (земли), возникшие на обломках возглавляемого некогда Киевом восточнославянского племенного суперсоюза, который распался в
конце X — начале XI вв. под воздействием разложения родоплеменного строя. Эти городские волости принято называть княжествами, т. е. монархиями. Их даже уподобляют западноевропейским королевствам, нивелируя тем самым историю Руси
и раннесредневековых стран Западной Европы (исключение делается только для Новгорода, провозглашаемого боярской феодальной республикой).
Мы наблюдаем на Руси XI—XII вв. иную картину: городские волости-земли этого времени — не княжества-монархии, а республики, принявшие форму города-государства. Появление таких городов-государств ничего общего с феодальной
раздробленностью не имело, поскольку генезис феодализма тогда находился лишь в начальной стадии, и древнерусское общество переживало переходный (дофеодальный, по терминологии А. И. Неусыхина) период от доклассового строя к классовому,
феодальному. Именно этому переходному обществу, базировавшемуся на территориальных связях, в отличие от предшествующей родоплеменной социальной системы, в основе которой лежали родственные отношения, и соответствовали
города-государства как разновидность политической надстройки. Они были новой ступенью политической эволюции Руси.
Сравнительно-историческое изучение древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с полисами античного мира. Так, «для полиса и древнерусского города-государства одинаково были характерны единство города и
сельской округи, эффективная форма социально-политической организации — республика.
Как у полиса, так и у древнерусского города-государства исходной социальной ячейкой являлась сельская община, обоим организмам была присуща яркая выраженность общинных форм быта.
В Древней Греции и на Руси XI — начала XIII вв. большую политическую и военную роль играло народное ополчение. И там и здесь важное место в народном ополчении принадлежало общинникам-земледельцам.
И на Руси, как это было в Античной Греции, существовала определенная аристократическая прослойка (боярство), поставлявшая политических лидеров для того или иного города-государства. Мы даже наблюдаем здесь аналогичное
древнегреческой практике сознательное избрание народом социальных посредников для безотлагательного упорядочения гражданских дел. В качестве примера может служить избрание киевлянами Владимира Мономаха, разрешившего «мятеж и голку
в людях». Быть может, это покажется слишком смелым сопоставлением, но мы видим известное сходство в деятельности Солона и Владимира Мономаха.
Наконец, сходство выступает и в формах внешнеполитической жизни. В Древней Греции более могущественные города подчиняли себе меньшие города. То же мы видим и на Руси, где главный город господствует над пригородами, которые
тяготятся этим господством и стараются приобрести независимость и самостоятельность».
Следует также заметить, что полисы античной Греции, как и «города-государства Древней Руси, прекратили свое историческое существование (во всяком случае в качестве полноценных, независимых организмов) в силу внешнего воздействия,
в результате массированного стороннего вмешательства».
Наряду со сходными явлениями в истории античной Греции и Руси XI—XII вв. очевидны и существенные различия. Главное из них заключалось в том, что Древняя Русь стояла на грани двух эпох: доклассовой и раннеклассовой. Переходный
характер древнерусского общества, с присущей ему общинностью без первобытности и вытекающим отсюда демократизмом общественных отношений, обусловил становление республиканского строя на Руси XI—XII столетий как демократического,
воплощавшего политическое творчество народных масс. Пик выражения народоправства — народные собрания-веча, возвышавшиеся над княжеской властью.
Древнерусские республики (города-государства на общинной основе) прекратили свое существование под ударами нашествия кочевников и тяжестью вражеского ига. Они послужили строительным материалом для новой формы политической
организации — княжеств (раннефеодальных монархий), объединение которых вокруг Москвы и создание единого Русского государства позволили обрести национальную независимость. Вместе с тем монархическая власть очень скоро превратилась
в инструмент порабощения народных масс и установления крепостного права. Но народ свято хранил воспоминания о славном прошлом, запечатлев их в своем монументальном героическом эпосе".
Более подробно о древнеруских городах-государствах, вы можете прочитать здесь:
«Фроянов И.Я.Дворниченко А.Ю. "Города-государства Древней Руси"».
Сегодня в интернете доступна, в расширении "djvu", коллективная работа советских историков, посвящённая европейской античной цивилизации. Называется "История Европы с древнейших времён до наших дней в 8 томах", т.1.
"Древняя Европа", М., Наука, 1986. В книге подробно описана история возникновения античных городов-государств (полисов), политический механизм полисов, полисная экономика. Можете сами прочитать и сравнить.
|