ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

С

моленск, согласно начальной летописи, был городом славян-кривичей. Первое упоминание о Смоленске мы встречаем в Летописи под 882 годом, как об уже существующем городе. Название города - славянское. Имя смолян было известно не только на верховьях Днепра, но и далеко на юге, на Балканском полуострове. Константин Багрянородный знал о существовании Смоленска.
Но, строго говоря, историю Смоленска можно разделить на две части.

Древнейший Смоленск (X-й и первой половины XI веков) располагался на десять километров вниз по течению Днепра от нынешнего Смоленска, по правую сторону реки, где излучина Днепра близко подходит к возвышенному месту - сегодня эта территория называется «Гнёздово». Жизнь в этом месте датируется с VI по XI века. Судя по найденным на археологических раскопках серебряным украшениям, и просто предметам повседневной жизни , судя по раскопанным и изученным остаткам жилищ, это был большой населённый пункт. Но после основания нового Смоленска, во второй половине XI в., то есть там, где он существует и сегодня, жизнь в Гнёздово прекратилась, и мы видим здесь только курганы – фото внизу. Теперь мы вряд ли сможем точно установить причину переноса формирующего феодального центра на новое место. Вероятнее всего, одной причины и не было.
Можно предположить, что нечто подобное происходило, например, и с «Сарским городищем», что под Ростовом Великим .

см.Топография домонгольского Смоленска по Л.В.Алексееву.
см.План древнего Смоленска по В.А.Сапожникову. XII-XIII вв..

По своему географическому положению Смоленск выгодно выделяется от многих древних руских городов. Город основали на торговом пути , точнее на одной из важных водных магистралей этого торгового пути реке Днепр . О важности Днепра и стратегическом расположении Смоленска можно можно судить по схеме торговых путей того времени, там, где к Днепру близко подходит Каспля, приток Западной Двины. Здесь находился древний волок между Двиной и Днепром. С юга к Смоленску подходят верховья реки Сожа, течение которого образует как бы вторую водную дорогу, текущую параллельно Днепру, с севера на юг. Днепр соединял Смоленск с важнейшей Киевской землёй, и далее с бассейном Чёрного моря, т.е. могущественной и богатой Византийской империей. Таким образом, Смоленск стоял на великом пути «из Варяг в Греки».

Верховья Днепра связывали Смоленск с верховьями реки Волга, (через Вазузу) и верховьями реки Ока, (через верховья реки Угра). В древность по волжской дороге из Мурома в 1015 г. ехал князь Глеб, направлявшийся из Мурома (Ока-Волга-Днепр) в Киев. А уже из Смоленска он предполагал направиться в Киев на корабле.
В 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, в Смоленске княжит его сына Вячеслав, пятый по старшинству. Княжение Вячеслава продолжалось до 1057 г., после чего в Смоленске до 1060 г. сидит его брат Игорь.

Отдельные сообщения, дошедшие из XI в., указывают на ещё относительно незначительное положение Смоленска среди других руских городов. Однако сама история города, его структура, его развитие напоминает историю других руских городов-государств: (Великого) Новгорода, Пскова, Полоцка, Ростова (Великого), Галича, Владимира Волынского. Можно сказать, что Смоленск "типовой город-государство" Древней Руси.
Сохранилось два наименования смоленских концов, которые значатся в письменных источниках: Пятницкий и Крылошанский. Л.В.Алексеев говорит о наличии глухих данных и о третьем конце — Ильинском. У В.А.Сапожникова встречается название ещё одного городского конца - Городенского.

Политический подъём Смоленска начинается с конца XI в. Это связано с усилением городской общины города, которая начинает проводить собсвенную политику, и с мнением городской общины должны считаться приглашаемые в Смоленск князья.
В 1095 г. на смоленский стол садится один из черниговских князей - Давыд Святославич, а в следующем году активно выступают «смолняне», отказывающиеся принять Олега Святославича в свой город. Таким образом, мы видим явственное существование городского "вече", жители Смоленска самостоятельно действуют в годы княжеских усобиц.


на фото слева: Гнездово. Курганы, всё, что осталось от древнего, первоначального Смоленска.
Фото: ru.wikipedia.org/



Вероятно, XI век был столетием, мало благоприятным для развития Смоленска. М.Н.Тихомиров считает, что «объяснение этому можно видеть в том, что в это столетие происходит постепенное снижение торгового значения пути «из Варяг в Греки», которое приводит к запустению некоторых городских пунктов, лежавших по Днепру. Таковы города Любеч и Витичев, упоминаемые Константином Багрянородным как «крупные» города. В конце XI в. холм Витичева был пустым.
В XII столетии происходит постепенное запустение Переяславля (Русского) на Трубеже, появляются первые признаки начала упадка самого Киева. В этом мы находим объяснение невысокого положения Смоленска среди других русских городов XI в.. Не случайно, летописи сохранили известие о позднем крещении Смоленска, происшедшем будто бы только в 1113 г. Смоленск отставал в принятии новой веры наравне с отдалёнными Ростовом и Муромом.»

Начало нового возвышения Смоленска историки связывают уже с периодом княжения Владимира Мономаха. Считается, что в 1101 г. Владимир Мономах, вероятно по решению городской общины, на соборной горе заложил каменную соборную церковь Богородицы в Смоленске - «епископью».
Мы уже встречались с подобным явлением в других древнеруских городах: городская община, осознающая свою силу, начинает строить новый большой собор в центре города. Строительство соборной, т.е. главной церкви города и всей Земли ведётся на средства общины. Князь так же даёт свои средства, подчёркивая свою сопричастность к жизни города и Земли. Другое дело, что летописцы часто подчёркивают благие деяния князя, забывая упомянуть городскую общину. Сегодня на месте этой церкви стоит Успенский собор.
Но лишь в 1136 году, в Смоленске была учреждена Смоленская епископия, а первым епископом назначен грек – Мануил.

Почти одновременно тот же князь обратил внимание на Ростово-Суздальские земли землю, где, как мы видели, окружил валом маленькое поселение на Клязьме, будущий Владимир Залесский . Но действовал ли князь самостоятельно или в согласовании с городской общиной ?
М.Н.Тихомиров высказал предположение, что «при кажущейся обособленности этих событий между ними всё-таки может быть найдена причинная связь. Новый расцвет Смоленска был связан с оживлением торгового пути от берегов Балтийского моря в глубь Восточной Европы. Процветание Смоленска держалось на его посреднической роли в торговле Запада с Востоком. Поэтому в торговле Смоленска XII-XIII вв. такую важную роль получают сношения с Висби и немецкими городами, увековеченные в списках известного договора Смоленска с немцами 1229 г. и последующего времени».
Немецкая колония группировалась около «латинской» церкви Богородицы, упоминаемой в договоре 1229 г.
Но и Великий Новгород был не менее прочно связан с Балтийскими немецкими городами Ганзейского союза.

Значение Смоленска заметно усиливается во время княжение Ростислава Мстиславича. В 1141 г. Ростислав, как пишет летописец, скромно выделяя роль князя и опуская роль городской общины: «устроил град великий Смоленск». Как мы уже отмечали, в с 1136 года существует смоленская епископия. До этого времени Смоленск был приписан к епископии Переяславля Русского. Это факт говорит о формировании самостоятельного государства - Смоленской земли.

О топографии древнего Смоленска существуют довольно противоречивые представления. П.В. Голубовский и другие исследователи смоленской старины утверждали, что в древнейшее время главная часть города лежала на низменной стороне, что доказывается нахождением там развалин церквей и монастырей, и только Детинец возвышался на нагорной стороне. И.И. Орловский, написавший исследование о топографии древнего Смоленска, считал, что «со времён Ростислава Смоленск окончательно разделяется подобно Новгороду на две части: главный город, где был Успенский собор, и торговый пригород, состоявший из княжеского «города» на Смядыни с княжескими храмами и пристанью, из построенных князьями монастырей и соседней Немецкой слободы. Первый город был исстари вечевой, второй - более зависел от авторитета князя, хотя впоследствии, по-видимому, и в нём собиралось вече».
Но М.Н. Тихомиров в свою очередь считал, что «мнение И. И. Орловского мало обосновано, ибо Смядынь имела значение княжеского замка, подобного Боголюбову и Вышгороду, и не может быть противополагаема Смоленску».

Древний Смоленск, как и другие руские города, состоял в основном из двух частей: собственно города и предградия. Указание на основание Ростиславом великого города в Смоленске говорит о большой строительной деятельности этого князя, видимо расширившего пределы первоначального города.
До нашего времени не сохранились какие-либо защитные сооружения. Крепостные стены Смоленска, что сегодня мы видим в Смоленске, были построены только через сотни лет.

Но зато сохранившиеся каменные церкви и довольно многочисленные развалины каменных церквей на территории Смоленска напоминают об его прежнем значении. В их архитектуре отмечают некоторые черты, сближающие смоленские церкви с романским зодчеством. В развалинах неизвестной по названию церкви на речке Рачевке найдены пилястры романского характера, но знаки на кирпичах этой постройки аналогичны знакам на кирпичах Свирской церкви. Этот факт говорит о связях смоленской архитектуры с романской, однако нельзя видеть в ней «восприятие смоленскими мастерами опыта романских зодчих». Отличающийся прекрасными качествами смоленский кирпич выделывался в Смоленске, где найдена печь для обжига кирпича XII-XIII вв.

Вероятно, крепость (или собственно «город») уже в XI-XII вв. помещалась на Соборной горе, где Владимир Мономах построил собор Богородицы. В строительстве городов Мономахом проявляются некоторые общие черты. Для города было выбрано высокое место, как и во Владимире Залесском, но в некотором отдалении от реки.
О размерах древнего Смоленска можно судить по тому обстоятельству, что в позднейшее время в городской стене, обращённой к церкви Иоанна Богослова на посаде: фото № 1 и фото № 2. находится Пятницкая башня и Пятницкие ворота. Здесь протекал Пятницкий ручей, известный под таким названием ещё в середине XIX в. Это и было место Пятницкого конца.
Пятницкая церковь и дала название концу. Она, как и другие церкви того же наименования, обычно стояла на торговой площади на посаде, вне городских укреплений.
В Великом Новгороде, например, мы встретим церковь Параскевы Пятницы на Торгу, а в Коломне Пятницкую башню , связанные одним общим месторасположением "на Торгу".


Смоленск.
Крепостные стены.
фото с сайта:http://skill.ru/artwork/180677.shtml



Судя по расположению церквей, население Смоленска жило разбросанно, причём занимало не только нагорную часть города, но и приречные районы. По словам М.Н. Голубовского, «город разделялся на Гору и на Подолие», о котором упоминается в житии Меркурия Смоленского. Место Смоленского подола неизвестно; возможно, он находился на правом берегу Днепра, где сохранилась древняя церковь Петра и Павла: фото № 1 и фото № 2 и фото № 3.

Особую часть Смоленска представляла собой Смядынь. Предполагается, что это был княжеский замок типа Вышгорода и Боголюбова, хотя это мнение не является общепризнанным. Сказания о Борисе и Глебе рисуют нам местность на Смядыни ещё пустынной. Глеба убили и бросили в пустыни под колодою. Дальше упоминается об охотниках (ловцах), посещавших это место. Таким образом, Смядынь начала XI в. представляется ещё местом пустынным и мало заселённым. По летописной повести, Смядынь рисуется уже как «место стройно», поблизости от Смоленска. Развитие Смядыни относится, следовательно, уже к XI-XII вв. Сказание о перенесении гроба Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск говорит, что это произошло в 1191 г., когда смоленский князь Давыд Ростиславич захотел сделать из Смядыни «вторый Вышегород».

Среди населения Смоленска крупную роль играли купцы и ремесленники. В 1216 г. в Переяславле Залесском сидело в заточении 15 смоленских купцов. «Смоленские гости» наравне с полоцкими и низовскими упоминаются в уставной грамоте церкви Ивана Предтечи на Опоках. В 1210 г. Лудольф, «разумный и богатый человек из Смоленска», вёл в Риге переговоры от имени полоцкого князя Владимира. Шумная вечевая жизнь Смоленска нашла отражение в житии Авраамия Смоленского. Оклеветанный Авраамий был отведён на княжеский двор - «и провели сквозь град... и весь град и по торгу и по улицам, везде полно народа, мужи глаголющие; и жены и дети». По уровню развития своей экономической и вечевой жизни Смоленск в XII-XIII вв. стоял наравне с другими городами - гигантами своего времени, подобными Новгороду и соседнему Полоцку.

В культурной жизни Древней Руси такому большому городу, как Смоленск, принадлежало видное место. Архитектурные памятники Смоленска, избежавшие полного разрушения во время фашистской оккупации города, свидетельствуют о развитии строительного мастерства. Церкви Петра и Павла, церковь Архангела Михаила: фото № 1 и фото № 2 и фото № 3, церковь Иоанна Богослова - это лишь то немногое, что осталось от древнего Смоленска.
В Смоленске проходила деятельность одного из образованнейших писателей Древней Руси - Климента Смолятича, позже ставшего киевским митрополитом. Замечательным памятником смоленской литературы является житие Авраамия Смоленского.

Монголо-татары не тронули Смоленск, хотя дань Орде он платил. В более поздний период, уже находясь в составе Великого княжества Литовского, Смоленск оставался крупнейшим городом руской земли.



История первоначального Смоленска или "городища Гнёздово" на радиостанции "Говорит Москва". Передача "Родина слонов" от 17 июня 2017 года.
О "Гнёздово" рассказывает профессиональный археолог Вероника Владиславовна Мурашова - профессиональный археолог, занимающийся раскопками городища много лет.
«Городище Гнёздово - первоначальный Смоленск»

Становление города-государства в Смоленской земле вы можете прочитать в книге " И.Я.Фроянов, А.Ю.Дворниченко. Города-государства Древней Руси":
«Становление города-государства в Смоленской земле»

Леонид Васильевич Алексеев считается одним из лучших знатоков истории Смоленщины. Об истории непосредственно города Смоленск вы можете прочитать в его книге, посвящённой истории Смоленской земли: Л.В. Алексеев. СМОЛЕНСКАЯ ЗЕМЛЯ В IX–XIII вв. Очерк истории Смоленщины и Восточной Белоруссии.
Вот глава из книги, посвящённая истории города Смоленск:
«Древний Смоленск.»

Вот любопытная информация о древнем Смоленске:
«Кучкин В.А. О древнейших смоленских грамотах»

Вот любопытная информация о древнем Смоленске:
«Аванесов Р.И. Смоленские грамоты 13-14 веков»

назад в начало страницы вперед