П
режде чем рассказать о наших поездках по городам Белоруссии, изложим некоторые общие рассуждения. Разумеется, наши краткие поездки по Белоруссии не могут дать нам и Вам полной информации о повседневной жизни этой замечательной страны, но сообщить свои наблюдения, в помощь путешественникам, мы можем себе позволить.
ЛЮДИ.
Люди в Белоруссии просто замечательные. Добрые, трудолюбивые, отзывчивые. К россиянам отношение самое благожелательное.
ВРЕМЯ.
Белоруссия ближе к Европе на один час, поэтому, въезжая на территорию Белоруссии, лучше перевести часы на один час назад.
На фото слева: Полоцк. Новый торговый центр.
МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА.
Белоруссия хоть и братская, но всё же другая страна. Никто от нас медицинской страховки при въезде, путешествии по стране и выезде в Россию не требовал, но дело то ведь не в этом. «Бережённого Бог бережёт». Не скупитесь.
АВТОМОБИЛЬНАЯ СТРАХОВКА.
Автомобильная страховка оформляется при въезде, как на российской, так и на белорусской стороне. Желающих оформить много. Можете выбирать. Мы страхуемся в России, у своего страховщика.
ГАИ. Во время наших многочисленных поездок по Белоруссии, а за два года мы проехали бОльшую часть республики, мы никогда не видели стационарных постов ГАИ. Ни на магистралях, ни на въездах в города. После России-матушки, это кажется достаточно странным и подозрительно либеральным. Сотрудники ГАИ если и встречались нам, то в основном только в виде "засады с радарами". Но это было не часто. Как говорили нам белорусы, гаишники у них строгие, взяток не берут. Но нам, это, к счастью, испытать не довелось и, надеемся, не доведётся.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Белорусы, в отличие от многих россиян, относятся к «Правилам дорожного движения» не «условно», а «буквально», как вообще то и должно быть. Сами "Правила..." практически не различаются, а вот выполнение этих правил – это уже отдельный философский разговор.
Как предупредили нас на въезде, штрафы у белорусов крутые. Начинаются от 500 российских рублей и выше. Полицейских на дорогах мы почти не видели, в основном в городах. Но дело даже не в этом. Белорусы привыкли выполнять "Правила...", и легкомысленное российское поведение (или попросту российское раздолбайство), может иметь тяжёлые последствия.
Поясню. Если вы увидите пешеходный переход («зебру»), то имейте ввиду, в Белоруссии водитель транспортного средства действительно уступает дорогу пешеходу, как того собственно и требуют "Правила..." и пешеходы это считают вполне естественным явлением.
Причём, пешеходам уступают дорогу не только водители легкового, но и грузового и общественного транспорта, что является дикостью для многих современных московских водителей.
Так что привычка многих москвичей пролетать над «зеброй», да при этом ещё нагло распугивать пешеходов сигналами, может иметь не только негативный моральный эффект, но и привести к тяжёлым последствиям, как для пешеходов, так и для водителей.
В населённых пунктах, водители соблюдают скоростной режим, и едут по разметке. Нет, разумеется, свои доморощенные «Шумахеры» и здесь наблюдаются, но в массе своей превышение скоростного режима незначительное, да и наблюдали мы таких на магистралях и прочих дорогах между населёнными пунктами. А в городах все ведут себя очень вежливо и строго соблюдают "Правила...". А чтобы выезжать на встречную полосу, или на тротуар - этого не видели никогда. Да там, наверное, о таких "штучках" и не подозревают.
ТЕЛЕФОНЫ.
В Белоруссии действуют как БИ Лайн, так и МТС. Но по БИ Лайну мне приходится оплачивать как исходящие, так и входящие звонки.
Таксофонов достаточно. Даже в маленьких городках мы видели таксофоны. Главное, чтобы карточка была под рукой.
ДОРОГИ.
Дороги в Белоруссии в отличном и хорошем состоянии. Если Вам, допустим, надо проехать из пункта «А» в пункт «Б», а главные дороги идут вокруг вашего пути, можете смело ехать по местным дорогам. Дороги, даже отмеченные на карте как « прочие», хорошего качества.
Вся разница только в том, что на местных дорогах вам придётся проезжать через населённые пункты, а там ограничения скорости 60 или даже 40 км. И тут см. пункт «Правила дорожного движения».
На всех дорогах и в городах существуют указатели федеральных дорог и поворотов ( расстояний) на города. Так что проблем с ориентацией не будет.
Но в городах, где мы были, практически отсутствуют таблички, указывающие на какую улицу сейчас поворот, да и таблички с названиями улиц на домах немногочисленны. Поэтому тут будут проблемы.
Однако в большом количестве продаются карты, как автодорог Белоруссии, так и городов.
БЕНЗИН.
Бензин в Белоруссии не «бодяжат». Так что заправляётесь на любой заправке. Качество везде хорошее.
Разница только в том, что на главных магистралях и в больших городах вы можете заправляться и на российские рубли, и на доллары и на евро. А вот на маленьких заправках, расположенных в глубинке, принимают только белорусские рубли.
Стоимость АИ 92 – около 20 российских рублей за литр. Где-то больше, а где-то меньше.
ГОСТИНИЦЫ.
Гостиницы государственные (городские) в целом достаточно старые,. Поэтому, если есть возможность выбора, выясняете, что за номер Вам предлагают. Постарайтесь посмотреть, где будете жить.
Есть и новые гостиницы. Там условия, конечно, другие, но другие и цены.
На фото справа: Витебск. Мост через Западную Двину.
БАНКИ.
Банки в Белоруссии имеют чрезвычайно развитую сеть. Даже в маленьких городках есть отделения банков с банкоматами и почти в каждом отделении банка есть обмен валюты. Так что с обменом российских рублей / долларов / евро на белорусские рубли проблем не будет. Банкоматы есть даже в маленьких городках. Это у них в порядке вещей. Хотя мы ими не пользовались. Поэтому, насчёт снятия денег с российских счетов ничего не скажем.
Что окончательно добило, так это вывеска на деревянном, скромном домике: "Банковское отделение....«Обмен валюты»" в маленьком городке, а точнее даже посёлке с населением 3,5 тыс. (Три тысячи пятьсот) человек. Туров называется. Как любит говорить моей жене на работе одна сотрудница «Ира, я в шоке».
ПИТАНИЕ.
В каждом даже очень маленьком городке, или крупном посёлке почти всегда есть столовая или кафе. Причём не какие-нибудь забегаловки, а вполне приличные, с ассортиментом, культурным обслуживанием и пр. Про крупные города и говорить нечего. Так что проблем с питанием не будет. При таких ценах и качестве, главное не перебрать в количестве. Не объедаться, то есть.
ПИВО. (А почему бы и нет ?)
Пива в Белоруссии много. Каждый крупный город выпускает что-то своё. Качество – дело вкуса. Нам так очень нравится. Правда, молодое белорусское поколение почти всегда говорило нам, что предпочитает наше, российское, что повергало нас, считающих, совсем даже наоборот, в большое изумление.
Но мы же знаем, что нет правил без исключений. Во всяком случае, в русском языке. Не берите пиво, произведённое в г.Орша. Даже местные жители нам участливо советовали: "не берите, берегите своё здоровье". Мол, это и не пиво вовсе, а что-то другое, только по цвету похожее на пиво.
Мы, конечно, были этим весьма заинтригованы, конечно же, взяли, и поняли, как были правы добрые люди из Орши. Действительно, это не пиво.
Минск;
Гродно;
Витебск - Полоцк;
Туров - Пинск;
Гомель;
Могилёв;
Орша;
Несвиж-Мир-Новогрудок.
| |